Сегодня мы добрались до середины 70-х годов, а именно, до 1975 года (напоминаю, что статьи выходят в обратном хронологическом порядке, мы движемся в прошлое). 1975 года дал целых 15 композиций, которые попали в Топ-500 и там есть музыка на любой вкус. Но придётся год разбить пополам и начать с конца списка, иначе статья получится перенасыщенной.
Итак, в конце Топ-500 на 486 месте находится Дэвид Боуи с композицией Young Americans с одноимённого альбома. Я давний поклонник Боуи, практически всех его периодов - а у Боуи, как у кошки, семь жизней. Эта композиция относится к периоду, который я недавно распробовал. Уже был умерщвлён его Зигги Стардаст и Боуи от традиционного рока в глэм-обёртке перешёл к более сложной музыке. Зигги Стардаст долго не сдавался и альбомы этого периода имеют множество композиций. исполненных в рок-н-ролльной гармонии, но крен в сторону атональных композиций уже очевиден. Всего через год Боуи предстанет в совсем другой испостаси Белого Герцога с другой музыкой, а пока формат довольно традиционен. Не знаю, чем руководствовались составители списка (якобы по отзывам музыкантов, критиков и композиторов), но на альбоме есть композиция своего рода революционная. Это Fame, написанная в соавторстве с Джоном Ленноном. Леннон также принимал участие в записи альбома, там звучит кавер-версия битловской Across The Universe с его гитарой и вокалом и упомянутая Fame с его участием. Однако журналисты Rolling Stone почему-то решили, что довольно банальная Young Americans более достойна представления в списке.
Одним местом выше, на 485 месте песня женской вокальной группы Lebelle под названием Lady Marmalade. Эта композиция считается классикой фанка, стиля, ведущего родословную из джаза, танцевальной его ветки. Группа довольно старая, начали они ещё в 1959 году, но стали всемирно известны только после этой прорывной композиции. Обратите внимание какой довольно тяжёлый аккомпанемент на оригинальной версии песни - слушается, как рок, есть фортепиано, довольно живой ударник. Вокализ же даёт волю в соул-стиле, всё в целом звучит очень нарядно
На 416 месте вечно молодой Aerosmith с композицией Sweet Emotion с их хитового альбома 1975 года с красивым названием Toys On The Attic. К этому времени Аэросмит существует уже лет пять как и оседлал наконец свою музыку безусловно небесталанную и со своим почерком - нарядный, слегка экзальтированный хард-рок с поп-и глэм-уклоном и с хорошим гитарным звуком. Напомню, что песня 1976 года Walk This Way тоже попала в Топ-500, а вот ни одна из песен из периода второго пришествия группы в 90-х нет, что очень странно. Там есть по настоящему отличные композиции
На 350 месте мне лично неизвестный певец регги с Ямайки по имени Джимми Клифф. Регги уже давно, с начала 70-х завоёвывает популярную сцену. Сам стиль родился из смешения народных карибских ритмов с рок-н-роллом и сам по себе довольно любопытно структурирован - его ритмическую структуру невозможно ни с чем спутать. Песня-лауреат Джимми Клиффа называлась The Harder They Come и была написана за несколько лет до 1975 года
На 337 месте заслуженная группа Earth, Wind & Fire, играющая фанк и соул с рок-уклоном. Их ранние работы даже приписывали к джаз-року. Группа образовалась в 1969 году в Чикаго и, как губка, впитывала в себя всякие экзотические для рока тенденции от латино-ритмов до джазовых элементов, в итоге закончили всё фанком и диско. С интересом послушаю - композиция называется That's The Way Of The World, хоть я и не поклонник такого рода мягкой музыки
329 место за композицией Cortez The Killer того самого Нила Янга, канадца, который дополнил трио Crosby, Stills & Nash до квартета. Янг много чего написал и даже снимал фильмы. В его активе и музыка к фильмам - например к фильму Джармуша Мертвец с Джонни Деппом и Игги Попом. Но и такая музыка мне кажется слишком лёгким для меня жанром, не сильно цепляет. Но места в хит-парадах и Топ-500 берёт, так что будем слушать - композиция довольно протяжённая, что для Янга вообще-то не характерно. Он ведь больше упирался в фолк-музыку, а тут выдал хард-роковый медляк с уклоном в психоделику
Всего пятью строчками выше этой не совсем внятной композиции, на 324 месте, находится действительно "Величайшая песня всех времён и народов" Wish You Were Here неподражаемых Pink Floyd. Конечно читатели знают, что это песня с одноимённого альбома 1975 года - это мой любимый альбом группы, её расцвет. По мне, так все композиции альбома должны были бы попасть в Топ-500 "Лучших песен всех времён" - но формат списка такой, что прогрессив-рок со своими сюитами сюда вряд-ли вообще имеет шансы попасть. Слава богу хоть до этого шедевра снизошли. Поклонникам группы известно, что и композиция, и альбом посвящены Сиду Баррету, одному из основателей группы и застрельщику того неповторимого стиля, в котором творила группа. Эта композиция довольно традиционна в музыкальном плане, но такого сочетания акустики и электричества я ни в одной композиции больше не припомню. Это вроде бы и блюз, но настолько пинк-флойдовский, что выскочил за рамки. Гениальное арпеджио вперемешку с аккордами Гилмора на акустической гитаре с тех пор разучивали сотни тысяч пацанов по всему миру. Превосходный текст Роджера Вотерса с расставленными вокальными акцентами и кульминацией довершают картину шедевра. Это надо слушать с начала и до конца и наслаждаться звуком и композицией (забыв о недотёпах из Rolling Stone, отведших песне место в третьей сотне)
Хотелось бы закончить статью на громкой и гениальной ноте - на Пинк Флойде, но тогда в следующем выпуске будет перебор с исполнителями - а там ведь верхняя часть списка и есть кого вспомнить. Поэтому закончу выпуск 309 местом в Топ-500 в исполнении Вилли Нельсона. Песня называется Blue Eyes Crying In The Rain. Вилли Нельсон заслуженный в Америке и малоизвестный у нас кантри-певец. Начал карьеру он вообще в середине 50-х. Вилли имел постоянные проблемы с алкоголем, наркотиками и полицией, был своего рода анфан террибль кантри. Что не помешало ему дожить до 85 лет и продолжать своё творчество и в наши дни - в прошлом году вышел его 61-й студийный альбом. Так-то вот нет-нет, да и задумаешься о вреде алкоголя. Что касается самой композиции это кантри-кантри самый стопроцентный. Нам такая музыка не очень-то и привычна и уж точно не входит в число "лучших всех времён", но список-то американский, другого у меня нет. Да и полезно для представления о всех музыкальных стилях на мировой сцене.
Следующий выпуск будет продолжением обзора композиций 1975 года - верхняя часть списка. Будет там и Queen, и Led Zeppelin и много чего ещё. Заходите, читайте, слушайте, обсуждайте.
До встречи!
Другие выпуски из серии про "Величайшие песни всех времён" из Топ-500 журнала Rolling Stones по годам можно посмотреть по следующим ссылкам:
Вводный обзор
Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976)
Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)