Под глобализацией обычно понимают процессы углубления интеграционных связей в экономической сфере, снижение препятствий на пути движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.
Сам термин "глобализация" в широком обращении появился в середине 1990-х годов. Появление этого термина связывают с превращением мировой экономики из суммы национальных экономик в некий единый производственный и торговый глобальный рынок и с созданием Всемирной торговой организации с ее лозунгом "Единый мир. Единый рынок".
Дополнительную популярность этому термину добавили международные экономические форумы в Давосе, где его стали употреблять по поводу и без повода и мощнейшее развитие Интернета.
С конца 1990-х термин "глобализация" прочно закрепился в лексиконе международной экономической бюрократии. Но уже скоро этот термин вышел за рамки чисто экономической сферы и с легкой руки политологов стал широко применяться при характеристике и мировых политических процессов.
В политическом смысле "глобализацию" связывают с построением однополярного мира и появлением мирового лидера- Соединенных Штатов.
На первый взгляд, впервые в истории человечества появилась возможность создать в планетарном масштабе условия , которые способствовали бы в ускоренному и устойчивому развитию всех стран мира ,постепенному выравниванию уровня жизни и справедливому перераспределению мировых доходов в интересах всего человечества, что ликвидировало бы предпосылки для войн и межнациональных конфликтов.
Однако теория и практика суть разные вещи. Тем более, что никто и не собирался реализовывать высокопарные слова о "всемирном благоденствии", неоднократно произносимых с самых высоких трибун.
Практически сразу стало понятно, что глобализация в нынешнем исполнении отнюдь не способствует выравниванию доходов и, тем более, не дает гарантий международной экономическую стабильности, что со всей ясностью и показал мировой кризис 2008 года.
Стало также и понятно, что процессы глобализации развиваются в одностороннем порядке и что плодами глобализации пользуются в основном развитые страны и транснациональные корпорации, высасывающие,словно пылесос, природные и интеллектуальные ресурсы из развивающихся стран.
Практически сразу стали видны и противоречия глобализации. Они проявляются между виртуальным "глобальным" государством с "общечеловеческими ценностями" с одной стороны и национальным государством и национальными интересами с другой. Между доминирующей глобальной массовой культурой и национальной культурой, между интересами национальных государств и интересами транснациональных корпораций.
Окончательно стало понятно, что так называемое " международное разделение труда" - это всего лишь завуалированная форма разделения государств на: постиндустриальные, государства -" мировые заводы" и государства - сырьевые придатки.
Глобализацию в том виде, в котором она протекает сегодня можно было бы охарактеризовать как современную идеологию однополярного, а конкретно, англосаксонского мира. Это , по сути, новая тоталитарная идеология, одетая в яркие зазывающие одежды и оказывающая огромное влияние прежде всего на неокрепшее и невежественное подрастающее поколение.
Глобализация - это совсем не "объективный" процесс, как нас пытаются заверить наиболее яркие адепты новой идеологии. Это процесс вполне осмысленный и реализуемый англосаксонским миром с целью навязывания остальному миру своего мировоззрения, своих правил игры, своих ценностей, своей культуры. Это, прежде всего, реализация англосаксонского видения дальнейшего развития человечества. Это попытка переустроить будущий мир под свои стандарты и правила, под свои культурные коды. Идеологам глобализации претит сама мысль о необходимости принимать во внимание исторические и культурные традиции других народов.
Утверждения об "объективности" процессов глобализации - это всего лишь обычная манипуляция общественным мнением через подконтрольные средства массовой информации и доминирующую массовую культуру. Иными словами- это мягкое подчинение слабого сильным. То, что раньше достигалось войнами, сейчас достигается вбросами через всемирную сеть интернета и политическими махинациями.
Идеологи нынешней глобализации рассматривают все мировое многообразие культур, традиций, языков как временное историческое явление, как всего лишь переходный этап к высшей стадии человеческого развития, а именно: к обществу, где будут доминировать " универсальные ценности", где не существует альтернативы рыночной экономике в ее самых экстремальных проявлениях и где достижение индивидуальной свободы считается наивысшей целью развития, а "либеральная демократия" - единственно возможной формой организации человеческого общества.
Если вас интересует данная проблематика, подписывайтесь на канал и высказывайте свое мнение.