Найти тему
Кавказ Пост

КБР: политическое затишье очень обманчиво

Почему Кабардино-Балкарии перестала быть источником новостей – и плохих, и хороших. Антон Чаблин

Спирт важнее вольфрама? Как видно, такого мощного потенциала металлообрабатывающей и инструментальной отраслей, наверное, не было больше ни в одном регионе Северного Кавказа. Зато и распад Советского Союза болезненно ударил именно по таким промышленно развитым территориям, как Кабардино-Балкария, – оказались разорваны экономические связи с соседними регионами, включенными в цепочки кооперации. Да и уже в постсоветское время в республике обанкротились десятки предприятий – заводы стройматериалов, консервные, кирпичные, стекольные... Скажем, в Баксане разорилась экспериментальная фабрика спортивного трикотажа (одна, кстати, из немногих в СССР), а в Аушигере – садоводческий комбинат. Юрий Коков предпринимал попытки объединить металлургические и металлообрабатывающие предприятия Кабардино-Балкарии в кластер, но пока безуспешно. Также пока не увенчались успехом попытки перезапуска государственного Тырныаузского горно-обогатительного комбината, который обанкротился в 2002 году (поручение восстановить добычу редкоземельных металлов в республике президент Владимир Путин дал еще в 2014 году). Возобновление деятельности комбината позволило бы создать от 4 до 10 тысячи новых рабочих мест, что крайне важно в условиях растущей безработицы в республике. Весьма вольготно чувствует себя лишь одна отрасль – спиртовая. По оценкам исследовательского фонда «Бастион», одной из ключевых отраслей «теневой» экономики в Кабардино-Балкарии является именно нелицензированное производство из контрабандного спирта винно-водочных изделий (а также выпуск фальсификатов) под известными торговыми марками. Бывший полпред президента в СКФО Александр Хлопонин (а потом еще и вице-премьер, отвечающий за контроль над алкогольным рынком страны) тоже относил республику к числу основных производителей алкогольного суррогата и контрафакта в России. Неудивительно, в общем, что Кабардино-Балкарию представляет в Госдуме вовсе не известный металлург, а выходец из «спиртового» бизнеса Анатолий Бифов (бывший владелец заводов «Алби», «Альянс» и «Минерал плюс»).

Кто разыгрывает этническую карту

Считается, что после назначения Юрия Кокова главой Кабардино-Балкарии в республике снизилось количество внутриэлитных конфликтов и вспышек социального протеста. Скорее просто они перестали выходить в публичную плоскость: вся информационная политика в регионе оказалась жестко монополизирована по «чеченскому» варианту. Среди независимых изданий осталась, пожалуй, лишь «Газета Юга» (ее учредителями являются сами журналисты братья Милослав и Артур Битоков и Зарема Хадарцева). Практически выхолощена из публичной политической жизни в республике и оппозиция. Среди ярких политиков стоит отметить, пожалуй, только председателя регионального отделения партии «Яблоко» пенсионера Хакима Кучмезова (кстати, один из самых известных активистов-«яблочников», журналист и блогер 26-летний Тимур Куашев был отравлен в июле 2014 года в Нальчике – и его убийство до сих пор не раскрыто). Нельзя не назвать председателя Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра Валерия Хатажукова. Ранее он возглавлял другое НКО – региональное отделение движения «За права человека», однако оно в августе 2015 года было включено Минюстом России в список «иностранных агентов». На том основании, что получало деньги у Национального фонда поддержки демократии США (NED). Спустя два месяца организация по решению учредителей была ликвидирована. Кстати, в числе ее учредителей были также известные в Кабардино-Балкарии общественные деятели, такие как адвокат Мухарби Карданов и бывший председатель черкесского общественного движения «Хасэ» Ибрагим Яганов. Сейчас они активной политической деятельностью уже не занимаются… Еще один известный оппозиционер – это председатель Союза старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев. Последние два года совет проявляет небывалую медийную активность, неустанно обвиняя власти республики в срыве программы возрождения балкарского народа, старейшины даже грозили Юрию Кокову выходом Балкарии из состава республики.

-2

Роль Канокова ясна не до конца

Не совсем понятно, куда именно хотят отправить Балкарию оппозиционеры – то ли в самостоятельное плавание в качестве субъекта Федерации, то ли в сторону «большого турецкого брата», который давно пытается воссоздать Великий Туран из тюркоязычных этносов?! Обращает на себя внимание, что этнические активисты начинают проявлять рвение именно когда необходимо создать негативный информационный фон для борьбы с руководством Кабардино-Балкарии. Зато политические и этнические требования сменились сугубо экономическими и земельными. То есть, по сути, началась борьба балкарских общественников за природные ресурсы (в горах и на равнине) под лозунгом о «полной территориальной реабилитации народа». Доходило до того, что активисты даже объявляли единоличной вотчиной балкарцев… даже туристическую отрасль Приэльбрусья. А ведь в неспособности выстроить отношения с балкарским меньшинством обвиняли и прежнего главу региона (с 2005 по 2013 годы), Арсена Канокова. Он, как известно, является основателем и бенецифиаром многопрофильного холдинга «Синдика», который управляет активами в десятках регионов. В холдинг в настоящее время входит сеть автосалонов на Кавминводах (ранее известная как «Дримкар»); торговые центры «Галерея» в Нальчике, Ставрополе и Пятигорске; учрежденная Фатимой Каноковой и Артуром Кардановым «Синдика-О», управляющая рынками в Москве, Подмосковье, Иваново, Гусе-Хрустальном, Астрахани, Смоленске, Тамбове… Впрочем, только за последний год бизнес-империя, связанная с Каноковыми, недосчиталась многих активов: прекратил существование «Московский клиринговый банк», в компания «Аэроинвест» продала принадлежащие ей международные аэропорты в Минеральных Водах и Калининграде (их купил холдинг «Новапорт», принадлежащий советнику президента «Роснефти» Роману Троценко). Ныне Каноков занимает пост сенатора от правительства Кабардино-Балкарии, но в республике продолжает считаться одним из наиболее влиятельных политиков. Наверное, испуганный возможной конкуренцией, Коков последовательно избавлялся от представителей его команды – и последним в этом списке стал занимавший с 2006 года пост министра труда, занятости и социальной защиты Альберт Тюбеев, в мае нынешнего года ставший советником главы региона. Что же, теперь Коков может спать спокойно…