Порой жизнь оказывается интереснее и невероятнее любого вымысла. Мы много рассказывали про индейцев, но можно ли представить себе, насколько тесно, оказывается, связаны еврейская и индейская культуры? А можете представить себе иудея-вождя индейского племени? А все это было на самом деле...
«Звезда Давида над джунглями» — так называлась одна из глав книги известного чешского журналиста и писателя Эгона Эрвина Киша «Встречи в Мексике». Именно эта глава не публиковалась в советских изданиях книги. Почему — думаю, понятно уже из самого названия.
Киш в этой главе рассказывает о том, как журналистская судьба привела его в мексиканскую деревню Вента Приета, затерянную в джунглях Центральной Америки.
По словам Киша, жители Вента Приета были бы обычными мексиканскими индейцами, потомками покоренных Кортесом ацтеков, если бы...
Если бы не синагога, стоявшая в центре деревни, на небольшой площади. Оказалось, все население деревни, индейцы и метисы, исповедовало иудаизм. Причем с давних времен. Эрвин Киш предположил, что индейцев в иудаизм обратил какой-либо конкистадор, скрывавшийся от преследования инквизиции. Что же — вполне логичное предположение, если учесть, что даже из пяти капитанов Кортеса евреями (разумеется, тайными) были как минимум двое: первый капитан Диего Ордас и капитан Хуан Гонсалес де Леон.
В походе Кортеса принимали участие не только мужчины, но и женщины — шесть авантюристок, отправившихся вслед за мужьями, женихами и родственниками. Среди них самыми известными были две сестры Диего Ордаса — Франсиска и Бьянка Ордас. Первая вскоре вышла замуж за капитана Хуана Гонсалеса де Леона, вторая же была замужем за еще одним конкистадором, Эрнандо Алонсо. Беатрис умерла от лихорадки во время похода; ее муж, уже после завоевания Мексики, был арестован инквизиторами как тайный еврей. Он стал первым еретиком, сожженным в Новом Свете. Это случилось 17 октября 1528 года.
Не исключено, что именно от подобных конкистадоров, вдруг превратившихся из завоевателей в гонимых жертв, получили индейцы Вента Приета представления об иудейской религии.
Вообще еврейско-индейские связи — тема отдельная и чрезвычайно интересная. Известно, например, что во времена знаменитого английского корсара Генри Моргана существовал тройственный антииспанский союз, в который входили флибустьеры Ямайки, евреи, бежавшие из Испании в Новый Свет, и местные индейцы.
А вот еще одна индейско-еврейская судьба — из истории, более близкой к нашим дням.
Жила-была в Пруссии еврейская семья Бибо: кантор Исаак и его жена Блюма. И родился у них мальчик (не первый и даже не второй) по имени Соломон. Случилось это 29 августа 1853 года. А спустя 16 лет, 16 октября 1869 года, вслед за старшими братьями Соломон Бибо покинул родину и отправился за океан, в Соединенные Штаты Америки. Причин было несколько: и стремление разбогатеть (ведь США рассматривались как Эльдорадо, где золото буквально валяется под ногами!), и желание уйти от дискриминационного гнета антиеврейских законов Прусского королевства, и нежелание служить в прусской армии.
Соломон Бибо поселился в Нью-Мексико, где ранее осели его братья. Значительную часть населения штата составляли индейцы акома — одного из кланов многочисленного племени пуэбло (оно же тэва). Братья Бибо открыли здесь торговый центр, главными клиентами которого стали местные индейцы. И тут выяснилось, что младший из Бибо обладает блестящими лингвистическими способностями: правда, он до конца жизни не выучил английский (по всей видимости, здесь, на границе с Мексикой, этот язык был не слишком в ходу), зато вскоре свободно владел испанским и, главное, языком, на котором говорили индейцы пуэбло. На тот момент он был единственным белым в штате, который свободно говорил на этом наречии. Соломон подружился с вождем клана акома Мартином Валле. Правда, вождь у индейцев с легкой руки американцев назывался теперь губернатором и избирался всеобщим голосованием, но то была исключительно формальная процедура, привнесенная белыми, вождь всегда оставался вождем.
В 1875 году Бибо-младший стал гражданином США. И вот тут разыгралась история, во многом определившая его судьбу и судьбу акома. После натурализации Бибо получил разрешение открыть торговлю в индейском поселении. И настолько преуспел в своих занятиях, что заработал не только немалый капитал, но и весьма высокий авторитет среди своих индейских клиентов. Настолько высокий, что они выбрали его своим новым губернатором. То есть вождем. Одновременно он женился на внучке прежнего вождя Мартина Валле. Внучку звали Хуана, и формально она была католичкой. Это не помешало впоследствии Соломону устраивать своим сыновьям бар-мицву. Правда, после бар-мицвы они проходили и обряд индейской инициации.
Так вот, став вождем, или, по-американски, губернатором, Соломон Бибо повел настоящую войну против властей за признание правильных границ земельных владений его племени. И добился справедливости! Разумеется, относительной: за время, прошедшее от испанского завоевания и конфликтов между США и Мексикой, границы земельных наделов акома утратили первоначальные очертания. Тем не менее новый губернатор племени добился максимума, что признали и его подданные. Итогом стало четырехкратное избрание Соломона Бибо губернатором — вождем акома.
Но идиллия межнационального братства продолжалась не вечно. Власти все-таки выжили чересчур настырного вождя, свободно болтавшего на идише и на пуэбло. Вместе с верной Хуаной Соломон перебрался в Сан-Франциско.
Они прожили долгую и, наверное, счастливую жизнь. Соломон умер в 1934 году, а Хуана — в 1941-м. Похоронены на еврейском кладбище Сан-Франциско. Их внуки и правнуки гордятся своим предком — возможно, единственным евреем, ставшим вождем индейцев.
Вы прочитали главу из книги Даниэля Клугера «Перешедшие реку». В этой книге есть и другие истории, ничуть не менее интересные.