Найти тему

Соломон — друг индейцев

Порой жизнь оказывается интереснее и невероятнее любого вымысла. Мы много рассказывали про индейцев, но можно ли представить себе, насколько тесно, оказывается, связаны еврейская и индейская культуры? А можете представить себе иудея-вождя индейского племени? А все это было на самом деле...

«Звезда Давида над джунглями» — так называлась одна из глав книги известного чешского журналиста и писателя Эго­на Эрвина Киша «Встречи в Мексике». Именно эта глава не публиковалась в советских изданиях книги. Почему — думаю, понятно уже из самого названия.

Киш в этой главе рассказывает о том, как журналистская судьба привела его в мексиканскую деревню Вента Приета, затерянную в джунглях Центральной Америки.

По словам Киша, жители Вента Приета были бы обычными мексиканскими индейцами, потомками покоренных Корте­сом ацтеков, если бы...

Если бы не синагога, стоявшая в центре деревни, на небольшой площади. Оказалось, все население деревни, ин­дейцы и метисы, исповедовало иудаизм. Причем с давних времен. Эрвин Киш предположил, что индейцев в иудаизм обратил какой-либо конкистадор, скрывавшийся от преследования инквизиции. Что же — вполне логичное предположение, если учесть, что даже из пяти капитанов Кортеса евреями (разумеется, тайными) были как минимум двое: первый капитан Диего Ордас и капитан Хуан Гонсалес де Леон.

В походе Кортеса принимали участие не только мужчины, но и женщины — шесть авантюристок, отправившихся вслед за мужьями, женихами и родственниками. Среди них самы­ми известными были две сестры Диего Ордаса — Франсиска и Бьянка Ордас. Первая вскоре вышла замуж за капитана Хуана Гонсалеса де Леона, вторая же была замужем за еще одним конкистадором, Эрнандо Алонсо. Беатрис умерла от лихорад­ки во время похода; ее муж, уже после завоевания Мексики, был арестован инквизиторами как тайный еврей. Он стал первым еретиком, сожженным в Новом Свете. Это случилось 17 октября 1528 года.

Не исключено, что именно от подобных конкистадоров, вдруг превратившихся из завоевателей в гонимых жертв, получили индейцы Вента Приета представления об иудейской религии.

Вообще еврейско-индейские связи — тема отдельная и чрезвычайно интересная. Известно, например, что во времена знаменитого английского корсара Генри Моргана существо­вал тройственный антииспанский союз, в который входили флибустьеры Ямайки, евреи, бежавшие из Испании в Новый Свет, и местные индейцы.

А вот еще одна индейско-еврейская судьба — из истории, более близкой к нашим дням.

-2

Жила-была в Пруссии еврейская семья Бибо: кантор Иса­ак и его жена Блюма. И родился у них мальчик (не первый и даже не второй) по имени Соломон. Случилось это 29 ав­густа 1853 года. А спустя 16 лет, 16 октября 1869 года, вслед за старшими братьями Соломон Бибо покинул родину и от­правился за океан, в Соединенные Штаты Америки. Причин было несколько: и стремление разбогатеть (ведь США рас­сматривались как Эльдорадо, где золото буквально валяется под ногами!), и желание уйти от дискриминационного гнета антиеврейских законов Прусского королевства, и нежелание служить в прусской армии.

Соломон Бибо поселился в Нью-Мексико, где ранее осели его братья. Значительную часть населения штата составляли индейцы акома — одного из кланов многочисленного племе­ни пуэбло (оно же тэва). Братья Бибо открыли здесь торговый центр, главными клиентами которого стали местные индей­цы. И тут выяснилось, что младший из Бибо обладает блестя­щими лингвистическими способностями: правда, он до кон­ца жизни не выучил английский (по всей видимости, здесь, на границе с Мексикой, этот язык был не слишком в ходу), зато вскоре свободно владел испанским и, главное, языком, на котором говорили индейцы пуэбло. На тот момент он был единственным белым в штате, который свободно гово­рил на этом наречии. Соломон подружился с вождем клана акома Мартином Валле. Правда, вождь у индейцев с легкой руки американцев назывался теперь губернатором и изби­рался всеобщим голосованием, но то была исключительно формальная процедура, привнесенная белыми, вождь всегда оставался вождем.

-3

В 1875 году Бибо-младший стал гражданином США. И вот тут разыгралась история, во многом определившая его судьбу и судьбу акома. После натурализации Бибо получил разреше­ние открыть торговлю в индейском поселении. И настолько преуспел в своих занятиях, что заработал не только немалый капитал, но и весьма высокий авторитет среди своих индей­ских клиентов. Настолько высокий, что они выбрали его сво­им новым губернатором. То есть вождем. Одновременно он женился на внучке прежнего вождя Мартина Валле. Внучку звали Хуана, и формально она была католичкой. Это не по­мешало впоследствии Соломону устраивать своим сыновьям бар-мицву. Правда, после бар-мицвы они проходили и обряд индейской инициации.

-4

Так вот, став вождем, или, по-американски, губернатором, Соломон Бибо повел настоящую войну против властей за при­знание правильных границ земельных владений его племе­ни. И добился справедливости! Разумеется, относительной: за время, прошедшее от испанского завоевания и конфликтов между США и Мексикой, границы земельных наделов акома утратили первоначальные очертания. Тем не менее новый гу­бернатор племени добился максимума, что признали и его подданные. Итогом стало четырехкратное избрание Соломо­на Бибо губернатором — вождем акома.

-5

Но идиллия межнационального братства продолжалась не вечно. Власти все-таки выжили чересчур настырного во­ждя, свободно болтавшего на идише и на пуэбло. Вместе с верной Хуаной Соломон перебрался в Сан-Франциско.

-6

Они прожили долгую и, наверное, счастливую жизнь. Соломон умер в 1934 году, а Хуана — в 1941-м. Похоронены на еврейском кладбище Сан-Франциско. Их внуки и правнуки гордятся своим предком — возможно, единственным евреем, ставшим вождем индейцев.

Вы прочитали главу из книги Даниэля Клугера «Перешедшие реку». В этой книге есть и другие истории, ничуть не менее интересные.

-7