Найти тему
Мода

МОДА НАЧАЛА XX-го ВЕКА (1-я часть)

Официальная афиша Всемирной выставки 1900 года в Париже
Официальная афиша Всемирной выставки 1900 года в Париже

Триумфальное шествие по миру французской высокой моды началось со Всемирной выставки 1900 года в Париже. Приятно, что женщины, которых принято традиционно воспринимать лишь как потребителей модной одежды, тогда, на рубеже веков, сыграли важнейшую роль в ее содержательном наполнении и указали ей вектор необходимого развития.

В этом выпуске — рассказ о трех иконах стиля начала XX века.

Андре Тапонье "Портрет мадам Пакен" (1915 г.) - фото
Андре Тапонье "Портрет мадам Пакен" (1915 г.) - фото

Жанна Пакен, женщина, которой была предоставлена честь выбора участников для Павильона Элегантности на Всемирной выставке 1900 года, позиционировала себя как модельер, а не швея.

Жанна Пакен для "Дома Пакен" (весна/лето 1901 г.) - шелк - Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Жанна Пакен для "Дома Пакен" (весна/лето 1901 г.) - шелк - Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

В представленном ею дизайне платья не было ничего нового, но то, как она его представила — поразило публику. Жизнеподобный манекен из воска, повторяющий привлекательную фигуру самой Жанны Пакен, был облачен в тончайшее кружево и шелк. Такая эффектная презентация отвлекла посетителей павильона от факта отсутствия каких-либо инноваций в туалете от Пакен.

Жанна Пакен (1891-1900 гг.) - Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния, США
Жанна Пакен (1891-1900 гг.) - Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния, США

Однако тот факт, что женщина председательствовала на выставке моды, был уже сам по себе достаточно шокирующим, поскольку мир моды был (и до сих пор остается) царством дизайнеров-мужчин, считавших, что женское тело должно быть затянуто в талии и увеличено в объемах в области груди и бедер, чтобы соответствовать представлениям того времени об идеальной фигуре, представляющей собой форму песочных часов: уязвимой и хрупкой в середине, щедро округленной сверху и снизу. В профиле, линия тела должна была напоминать английскую букву S, что достигалось использованием корсета и турнюра.

Анри Мануэль "Колетт" (около 1909 г.) - фото
Анри Мануэль "Колетт" (около 1909 г.) - фото

Колетт была одной из первых женщин, освободившихся от рамок обывательских представлений о жизни и приличиях: она появлялась полуголая на сцене, целовалась с женщинами, носила мужскую одежду, и положила свои самые сокровенные мысли в основу своих романов.

Леопольд Ройтлингерен "Колетт в пантомиме "Сон о Египте"" (1907 г.) - фото
Леопольд Ройтлингерен "Колетт в пантомиме "Сон о Египте"" (1907 г.) - фото

Жану Кокто приписывают изречение, что раздевать женщину было подвигом сопоставимым со штурмом крепости, но вероятнее, это фразу писатель мог услышать от Колетт, которая была горячей сторонницей любого рода телесных удовольствий, в равной степени интересовавшейся обоими полами.

Колетт (1900-е гг.)
Колетт (1900-е гг.)

Колетт была достаточно смела, чтобы испробовать в жизни все. Эксплуатируемая и обманутая первым мужем, использованная им в качестве "литературного негра", в 1909 году она написала роман "Скиталица" под своим именем и проснулась знаменитой на следующий день после его публикации.

Колетт вышла замуж еще дважды, в последний раз — за гораздо более молодого человека, чем она сама и использовала все свои переживания и эмоции, как материал для своих бестселлеров. Ее свободная, полная приключений жизнь вызывала возмущение и одновременно зависть у менее дерзких женщин ее времени.

Элеонора Дузе (1901 г.)
Элеонора Дузе (1901 г.)

Элеонора Дузе (1858-1924) была первой в истории обладательницей эпитета "божественная", задолго до Греты Гарбо. Итальянская драматическая актриса модернизировала театр, отказавшись от преувеличенного пафоса в своей актерской игре и сыграла свою важную роль в движении за освобождение женского тела, появляясь на сцене и вне ее без корсета, грима и даже макияжа.

Элеонора Дузе в выборе туалетов была безоговорочно предана мастерской Уорта, а в тот единственный раз, когда усилия модного дома не пришлись ей по вкусу, она вернула платье, сопроводив его длинным, вежливым письмом, в котором по меньшей мере 50 раз выразила свое сожаление. Необходимое актрисе платье изготовил, предположительно, дом Мариано Фортуни.

Наш канал о Современном искусстве