Найти тему
mediametrics

Александр Кутиков: «Высшее образование ничего не дает»

Оглавление

Культура

Александр Кутиков, бас-гитарист, композитор, певец, саундпродюсер, ветеран «Машины Времени»

Долгое время я сознательно прятался от средств массовой информации. Я больше всего люблю заниматься своим делом, а не представительскими функциями. Я всегда считал и продолжаю считать, что за человека должны говорить его дела или продукт его дела. Поэтому я всегда был сосредоточен на работе в студии или домашней работе, и интервью я давал не так много.

Подмосковное хозяйство

Я абсолютно городской человек, и дом я воспринимаю, как маленькое семейное поместье. То есть у меня маленький дом, но я воспринимаю это именно так. У нас там красиво, моя жена художник по образованию, второе образование у нее ландшафтный дизайнер, она создала великолепнейший ландшафт на участке, грядок у нас нет.

Никакой другой квартиры нет, кроме нашего домика. Я однажды, грешным делом, попросил одного агента, который занимается недвижимостью, уточнить стоимость той квартиры, в которой я родился и жил до семи лет, на Патриарших прудах. Он назвал сумму, я почесал репу, как говорят простые люди, и понял, что лучше я буду приезжать на Патриаршие пруды, что я и делаю, подзаряжаться воспоминаниями, энергетикой, которая там присутствует. Во всяком случае, я её чувствую. Но я не в состоянии по сегодняшним ценам купить эту квартиру. И потом, я уже свой дом не променяю ни на какую квартиру в городе.

Когда я был маленьким, там бегом никто не занимался, мы ходили все на каток, я с четырёх лет уже хорошо катался на коньках, старшая сестра меня научила. Но это место было для меня поразительно тем, что там по кругу и зимой, и летом гуляла московская интеллигенция, оставшаяся от всех революционных перипетий нашей страны. Это были старые адвокаты, серьёзные писатели, в общем, это был цвет московской интеллигенции, они были все пенсионеры, им было всем далеко за 70, они видели Россию до революции и после революции. И они меня научили играть в шахматы, мне даже в возрасте пяти-шести лет было очень интересно с ними общаться, они были настолько умны, что позволяют себе общаться с пяти-шестилетним мальчиком. И результат этих общение не самый плохой.

Детство

Я был хулиган на улице, дома я был хороший мальчик. Я был троечником в школе, потому что все время мечтал, мне интереснее было путешествовать, глядя в окно, в какие-то края, которые я себе представлял. Но когда мне нужно было получить приличную оценку, я собирался, и, как правило, получая четвёрку, удовлетворялся и продолжал мечтать дальше.

На улице была другая жизнь, на улице нужно было каким-то образом утверждаться или находить своё место. Я невысокого роста, был худенький, и мне доставалось, естественно, поначалу. Но я был очень злой, я не мог не отвечать, даже когда очень больно, я всегда находил возможность ответить. Хватал папку, камень, металлические предметы, пытался отбиваться. Но потом, в общем, получалось. Уличная практика показала, что нужно обладать тремя качествами: быть бесстрашным, всё же бояться не имеет смысла, особенно в такой экстремальной ситуации, нужно уметь обороняться и нужно уметь быстро бегать.

Я занимался многими видами спорта, играл в футбол, неплохо бегал на лыжах в детском возрасте. В третьем классе я бежал на первый юношеский разряд по лыжам, занимался лёгкой атлетикой, прыгал в длину. В общем, спорт – это была часть моей жизни, так же, как и музыка. А музыку я полюбил года в четыре, я даже помню, когда, где и как это всё случилось. Полюбил я музыку, услышав «Времена года» Чайковского. С этого момента для меня классическая музыка является главным ориентиром в моей музыкальной деятельности.

Любовь к классике

Для меня все классики рок-музыки находятся с правой стороны, а классики классической музыки находятся с левой стороны. Я до сих пор очень люблю классическую музыку, я хожу на концерты, особенно когда приезжает Дима Ситковецкий, великий скрипач, мой очень-очень старый товарищ ещё времён 70-х годов. Сейчас это один из лучших, величайших скрипачей в мире. Я хожу на его концерты с большим удовольствием. И когда он играет на скрипке, дирижирует оркестром, мне это всё интересно. Классическая музыка настолько очищает сознание и настолько поднимает дух, что я никогда бы не отказался от нее. Скорее, я бы оставил увлечение чем-то другим, какими-то другими направлениями.

Я очень люблю фортепианную музыку, люблю ушедшего уже Клаудио Аррау, есть такой блестящий пианист. Я люблю симфоническую музыку, органную, но как-то в меньшей степени она меня трогает, потому что меня увлекает оркестр и вот эти взаимоотношения, которые создаёт композитор между группами инструментов, развитие конфликтов или любви внутри оркестра, как это всё происходит, динамика – это же очень важно. Классическая музыка – это музыка, которая делает человека, во-первых, умнее, а во-вторых, она даёт ощущение бесконечности в жизни.

Начало музыкальной карьеры

В пионерских лагерях устраивали конкурсы горнистов, и меня признали лучшим горнистом, но я знал, что я лучше всех, у меня был прекрасный звук, у меня был отличный слух, наработанные губы, я хорошо играл и на трубе, и на горнее.

Нужно было играть подъём, нужно было играть отбой, обед, сбор, подъём флага, сигналов хватало, на самом деле.

Без гитары я не ходил в гости. Если я слышал какую-то новую для себя музыку, я просто садился в уголок и пытался подобрать, слушая то, что играла западная команда. Когда все пытались заняться тем, что они называли в то время любовью, я занимался делом. Надо сказать, что это принесло больше пользы, потому что когда ты достиг чего-то в своём деле, то у тебя на 100 % есть время, чтобы заниматься любовью.

Я был очень активным пионером, везде участвовал, в художественной самодеятельности, в спорте, меня приняли в комсомол в 13 лет. К 16 годам я уже стал секретарём комсомольской организации школы.

-2

Меня никогда не увлекала карьера, тем более по номенклатурному пути. Дед очень хотел, чтобы я стал военным, он меня засунул в военно-механический техникум или второе его название московский радиомеханический техникум, просто два факультета готовили военпредов, радиолокация и оптика, вот он меня засунул на радиолокацию, хотел, чтобы я стал военпредом.

Но когда я прочёл «Понедельник начинается в субботу», я почесал в голове и где-то лет в 14 стал задумываться на тему того, а что же происходит вокруг. Я вижу, что сама по себе советская социалистическая власть не просто лукава, она просто безобразно двулична. Я это понял к 16 годам, у меня было чёткое представление после того, как я поездил в райком комсомола на сверки, я понял, что такое комсомольская работа, в чем её особенности. Всё враньё, всё блеф.

Я не делал никаких официальных заявлений, я просто написал заявление о том, что слагаю с себя полномочия секретаря комсомольской организации и отдал это школьному куратору.

Я хотел поступать на журфак и даже подавал туда документы, но так сложилось, что мне нужно было ехать играть с «Машиной времени», это 1971-й год, лето в международный лагерь Буревестник. И мы поехали играть, потому что это намного важнее. А потом, наблюдая за своими друзьями и за теми людьми, которые постарше, я понял, что высшее образование ничего не даёт.

Обучение – это что-то такое, что должно присутствовать всё время в жизни. И с тех пор, когда я это понял, стал ходить на лекции по истории искусств в архитектурный институт, там учился Андрюша Макаревич. А так как мы там репетировали, меня там все знали, охранники, вахтеры меня пропускали без всяких студенческих билетов, у меня было свободное время, я приходил на лекции, слушал, мне было интересно. И так по сию пору я продолжаю образовывать себя тем, что для меня интересно.

Ольга Максимова, автор программы #Шоумастгоуон на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на mediametrics.ru

-3