Сегодня вышел в прокат фильм Михаила Расходникова «Временные трудности». Наш суровый бездетный журналист размышляет над неоднозначностью его трактовки.
Иван Охлобыстин для многих навсегда останется доктором Быковым, гоняющим по больнице юных, неоперившихся докторов, унижающим и стебущим их. Сериал Интерны, канал ТНТ, да-да. И, если верить сериалу, этой дедовщиной Быков-Охлобыстин воспитывает своих подопечных ради их блага и на потеху зрителю. Для комедии заход хорош. А что будет если примерно тот же сюжет дать уже в виде драмы и повысить ставки? Хотите ответ — смотрите фильм «Временные трудности».
Представим, что доктор Быков потерял чувство юмора и пошел работать на завод бригадиром. Точнее, не пошел а поехал на машине времени: по фильму на дворе 70-ые или ранние 80-ые. И вместо компании интернов у него теперь один воспитуемый — родной сын Саша, родившийся с ДЦП. Доктор Быков, ставший бригадиром Олегом, примерно теми же методами (только жестче и без юмора) хочет сделать из него «нормального мужика». Чтобы не хуже, чем другие, чтобы все сам. Весь фильм зрителю предстоит наблюдать педагогический «эксперимент» и его последствия.
Фильм не оставит равнодушным даже прожженных циников, а эмоциональный человек может расплакаться. Актерам веришь, Советскому Союзу времен застоя — тоже. Отдельный респект создателям за картину советской школы с ее прелестями и гадостями — хорошее напоминание тем, кто считает что в СССР с образованием все было безоблачно.
Охлобыстин в роли отца-диктатора натурален, сыну его сочувствуешь от души. Здесь проблема отцов и детей накладывается на то, как общество воспринимает людей, отличающихся от большинства остальных. По ходу фильма у зрителя возникнет множество вопросов к героям. Если вы еще не посмотрели «Временные трудности», обратите внимание на следующие моменты.
Сколько раз воспитательные методы бригадира Олега могли привести к смерти или увечьям его сына и его подчиненных? Охлобыстин в этой роли, безусловно, брутальней чем Терминатор в исполнении Шварцнеггера, но значит ли это, что он такой уж хороший педагог и начальник?
Большую часть фильма мы наблюдаем на экране противостояние сына с ДЦП и отца с синдромом стальных шаров. Но в фильме есть и другие, куда менее брутальные персонажи, которые влияют на парня своими методами. И еще большой вопрос — кто больше вложил в того Сашу, каким он показан в конце.
Если помнить об этих нюансах, то ответ на вопрос о том, стоит ли делать из больного ребенка «настоящего мужика» и до каких пределов тут можно дойти, будет неоднозначным, а финал фильма покажется открытым.
Если же над этим не задумываться, то можно воспринять кино проще и «в лоб» — как призыв к жестким методам воспитания. И вполне вероятно, что большая часть зрителей увидит именно это. И разделится на две группы. Одни восхитятся металлургом Олегом и его стальным бряцанием, другие захотят посадить отца-садиста на кол.
Как художественное произведение фильм хорош. Но попытка использовать его как прямую инструкцию к действию чревата приростом детской смертности.
P.S. От редакции: мы напоминаем, что наше мнение не всегда совпадает с мнением автора.