Вытекание непонятно чего из выхлопной трубы может быть как явлением абсолютно безобидным, так и указывать на серьезную неисправность двигателя. И чтобы разобраться что к чему, сегодня поговорим о природе "течей" из выхлопной трубы. Предлагаю рассмотреть две ситуации: сначала ту, что совершенно не опасна, а затем уже случаи, когда пора звонить в колокола.
Ситуация №1
Утром завели машину, вышли попинать колёса. И тут обнаружили, что из выхлопной нехило так капает. При прогазовках даже конкретно льёт струйками и брызгами. При этом ещё и белый дымок валит! Постояли ещё минут 5 - вроде, капать перестало, дыма стало меньше... Но страх уже засел в голове. Кольца? Турбина?.. В смешанных чувствах поехали на работу, где полдня провели на форумах. Ну а на форумах вам наговорили такого, что машину было решено продавать за ящик пива прям сегодня. :) Утрирую конечно, но примерно так и бывает зачастую. А разгадка проста. Выхлопные газы, проходящие через тракт, имеют температуру более высокую, чем окружающий воздух. Конечно, к самому концу своего пути они уже порядком остывают, но в целом, дотронувшись до выхлопа работающей машины хотя бы на середине пути, вы обожжётесь. Что происходит когда вы глушите машину. По всем законам физики, горячие газы, ещё оставшиеся в трубах и глушителях после останова двигателя, начинают конденсироваться на их стенках изнутри. Особенно это явление характерно для прохладного межсезонья и зимы, когда разница температур окружающего воздуха и воздуха внутри деталей машины велика. Проще говоря, за ночь в выхлопе образуются небольшие лужицы. Вот их-то мы и можем наблюдать, когда на-холодную заводим двигатель и созерцаем фонтан из трубы: давлением выхлопных газов их естественным образом выталкивает наружу. А частично вода испаряется на стремительно нагревающихся стенках, благодаря чему и виден белёсый дымок. Это обычный пар, и только. Если вы подставите ладонь или просто возьмёте на палец с асфальта вытекающую жидкость - вы убедитесь в том, что она не имеет никакого цвета и запаха.
Конечно, бывает и так, что светло-сизоватый дым из трубы - действительно выгорающее в двигателе или турбине масло. Или же, если дым густой и его оттенок однозначно белый - это может говорить об утечках в системе охлаждения. Тогда дело действительно плохо. Но сейчас мы рассматриваем ситуацию, когда автомобиль полностью исправен, а вот откуда дым и жидкость - непонятно. Теперь разобрались. Но возможен и второй вариант. И с ним всё уже куда более печально.
Ситуация №2
Мало того, что "капЕль" из выхлопной трубы не прекращается с прогревом двигателя, так ещё и бензином воняет! А вот в такой ситуации повод для беспокойства уже действительно есть. И тому могут быть две глобальные причины.
А) Переобогащение топливовоздушной смеси ввиду неисправности датчика. Какого - покажет только диагностика. Вариантов множество: лямбда-зонд, датчик расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, и так далее. В современном автомобиле их великое множество и гадать на кофейной гуще нет никакого смысла, поймите правильно. Но суть одна: какой-то электронный вредитель даёт "мозгу" двигателя ложную информацию, и тот льёт бензина больше чем нужно. Настолько, что излишки не успевают полностью догорать даже в раскалённом выпускном коллекторе и выпускном тракте. Кстати, при таком диагнозе вы однозначно почувствуете изменения в поведении авто, и не в лучшую сторону. Мотор будет троить, плохо тянуть, возможны хлопки в выпуске и всё тот же дым, но уже с чёрным оттенком.
Б) Всё то же переобогащение смеси, но уже из-за физической неисправности одного из компонентов. В нашем случае - питания и/или зажигания. Например, все датчики могут быть здоровы, а вот топливная форсунка - хорошенько забита грязью, и явным образом переливает дозу топлива в цилиндр. Нередко похожий эффект даёт неисправная система зажигания. Например, из-за мёртвых катушек зажигания или свечей. То есть, количество топлива дозируется корректно, а вот как следует превратиться в газы оно не может - просто нет искры, или её мощность недостаточна для полноценного цикла сгорания.
В общем, говоря словами электронщиков, в первом случае присутствует программная неисправность, а во втором - аппаратная. Ситуацию несколько сглаживает то, что как в варианте "а", так и в варианте "б", наша любимая жёлтая лампочка "замените двигатель" загорится однозначно и проблему можно будет легко диагностировать подключением сканера. Конечно, всегда есть место исключениям и неоднозначным труднодиагностируемым неисправностям, но мы будем верить в лучшее, правда? :)
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем прозрачного выхлопа и правильной смеси!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)