Такой вывод следует из решения Верховного суда РФ в определении от 5 сентября 2018 г. № 309-КГ18-7926.
Как следует из материалов дела, компания опоздала со сдачей справки-подтверждения основного вида деятельности в ФСС, и подала документы, подтверждающие основной вид деятельности 18 апреля 2017 года, в то время как крайний срок истек 15 апреля.
В результате фонд соцстраха уведомлением от 26 апреля 2017 года установил для нее тариф страховых взносов от несчастных случаев на производстве в размере 1,70% по самому опасному виду деятельности организации, указанному в ЕГРЮЛ (15 класс профессионального риска). Однако компания оспорила это уведомление в суде.
Как указали судьи Верховного суда, право ФСС самостоятельно отнести страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом риска, не являются штрафной санкцией за нарушение им сроков представления документов.
Это лишь мера, призванная гарантировать права застрахованных лиц в случае, когда страхователь вообще не подтвердил основной вид экономической деятельности. Поэтому, если до направления уведомления ФСС страхователю, подтверждение вида деятельности им все-таки представлено, Фонд социального страхования обязан учесть эти данные и установить тариф по виду деятельности, который компания действительно ведет, а не только собирается.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.