Диджея Сергея Балу мне удалось перехватить только ночью на парковке “Глобуса” по дороге с фестиваля медовухи, где выступал наш герой. И все ради того, чтобы он рассказал о том, как стать диджеем и насколько интересна работа за вертушками. Ловите второй материал из серии о развлекательных профессиях.
- Как ты попал в клуб?
“Да я всегда был как-то связан со звуком. В “Орленке” работал вожатым, меня подтянули звуком рулить, в школе диджеил, общался с диск-жокеями и звукорежиссерами. Тогда интерес к музыке возрастал, появились кабельные телеканалы, первое коммерческое радио “Европа Плюс”. Люди с общими музыкальными вкусами старались держаться вместе. Так, Валерий Князев, будучи арт-директором “Золотого кольца”, взял меня на подхват работать со звуком на площадках гостиницы. Но однажды мне предложили поиграть на танцполе казино. Так я и стал диджеем”.
- Престижной считалась работа диджея в 90-е?
“Приходя домой в 6 утра после дискотеки, я пытался смыть под холодным душем всю эту мерзость. Почти каждый вечер мне говорили, что прострелят колено. Это ничего не означало, просто так начинался разговор. В казино тусовались бандиты и проститутки. И деньги были тогда только у них и у диджеев. Моей официальной зарплатой была сумма в 500 рублей. Неофициально же за вечер я поднимал 2000-5000 рублей. После работы отправлялся домой на такси, а такое мало кто себе мог позволить. Поездка на “Волге” от “Кольца” до “Точмаша” стоила по тем временам 30 рублей”.
- Что самого шикарного тогда мог себе позволить?
“Мог всю группу из института в кафе, например, сводить. Мог одежду себе покупать чаще, чем другие. На самом деле, не так уж и много. Деньги-то были, а тратить некуда. Это сейчас реально на гаджеты и премиальную одежду во Владимире за день целое состояние потратить. А в 90-е за стилем ребят с обложек журнала “Птюч”, на которых мы хотели быть похожи, ездили только в Москву. И даже в столице “Гриндерсы” продавались всего в трех магазинах, не говоря уже о Владимире. Но, к счастью, в Москве работала “Горбушка”, где за баснословные деньги покупали самую модную и передовую музыку. Отличное место, чтобы потратить гонорар. Выложив за диск 200 рублей, если конкретнее, то треть своей стипендии в институте, я понимал, что покупаю определенный эксклюзив. Второго такого диска во Владимире не было. Но в “Золотом кольце” я тем лишь тешил свое самолюбие, ту публику модная музыка не интересовала”.
- Вместе с 90-ми кончились и шальные доходы?
“Деньги платили же не просто так. Вот стоим мы с барменом Дмитрием Тарасовым в “Золотой зажигалке”. На мою музыку идет народ, его бар собирает кэш. Вот и вся схема, и владелец отлично видит, откуда берутся деньги. Когда открывался “Fresh 44”, соответственно, подтянули самых кассовых диджеев, чтобы и там эта схема работала. В диджей-кафе мы играли вместе с Алексом Коксом и Алексеем Партизаном”.
- С которыми вы основали лейбл SpinBack DJ? Расскажи, в чем смысл этого объединения.
“Мы долго думали над определением нашего сообщества, но лейбл сюда менее всего подходит. Клубы закрываются и открываются, и хорошо, когда процессы одновременны и связаны. Чтобы не остаться без работы, мы и придумали SpinBack DJ. Нас на самом деле четверо было, еще девочка Света Муза. Договариваемся, например, с ковровским или гусевским клубом на серию вечеринок. В итоге, каждую неделю у них новый диджей, и месяц по привозам закрыт. Выезжали играть в Иваново, участвовали в open air. Люди видят на афишах SpinBack и понимают - будет весело”.
- Так понимаю, во времена “Рафинада” ваше объединение и накрылось?
“Тогда все скатилось в депрессию: и диджеи, и клубы, и тусовки. В “Рафинаде” мы еще устраивали мощные вечеринки, на которые приходили послушать диджея. В клубе каждый месяц выступали британские, голландские, бельгийские артисты”.
- Вспомни свою самую крутую вечеринку.
“Недолго пожив в Питере, успел пропитаться новой для Владимира музыкой. Вернулся и записал новый диск - абсолютно нестандартный. Так вот на презентацию диска в “Рафинаде” пришло столько людей, что директор засомневался в необходимости иностранных диджеев. Давайте, говорит, лучше в своих вкладываться. Вечеринка вышла действительно крутой и многообещающей”.
- В те времена, кроме диджеинга, ничем не занимался?
“Я всегда имел другую работу, но она приносили значительно меньше денег, чем мне платили в клубах. Когда-то владел долей в магазине пиратских дисков, когда-то работал звукорежиссером в благотворительном кинотеатре, сейчас работаю в телерадиокомпании, где мне и пригодились навыки диджея”.
- В клубах больше не играешь?
“Не так часто, как хотелось бы”.
- Может, твой гонорар не могут потянуть?
“На интересной вечеринке с готовой к музыкальным экспериментам публикой соглашусь поработать даже по цене трансфера”.
- А сколько ты сейчас получил за фестиваль медовухи?
“Сколько диджеям среднего владимирского клуба за месяц не заработать. Не то чтобы баснословная сумма, просто заработки диджеев сейчас скатились на самое дно. Не знаю точно, но 1500-2000 рублей за ночь они зарабатывают. Жалко на них смотреть, их мало кто знает, специально слушать никто не ходит. Профессия диджея стала технологичной. Программа теперь не только сводит трек, но и подсказывает следующий, наиболее удачный. Вообще ничего делать не надо. Я все расстраивался, думал, что людям больше не нужен диджей. Выезжая на редкие гастроли в другие города, вижу-таки ту самую подготовленную публику. Во Владимире просто сложилась странная ситуация с народом в клубах”.
- Так, в итоге, посоветуешь молодым людям идти работать диджеем или нет?
“Не буду ни отговаривать, ни уговаривать. Пусть думают сами. Диджей в 2018 году во Владимире - не самая прибыльная работа и не самая творческая. Но, кто знает, куда вас приведет эта дорожка”.