Не от хорошей жизни белорусские автолюбители все чаще обращают свои взоры на запчасти, бывшие в употреблении. Из Европы, Америки, да невесть откуда на наши рынки попадают такие комплектующие. Состояние этих деталей разное, и продавцы один другому рознь: кому-то нужно просто "впарить" товар и заработать на неподготовленности и незнании обывателя, но есть и ответственные.
В любом случае стопроцентной гарантии покупателю никто не даст, ведь даже самый совестливый продавец знает, что его "бэушка" - кот в мешке.
Эта история не только о покупателях, но и о продавцах. Мы никогда не становились на чью-то сторону, расхожая фраза "клиент всегда прав" - не для нас. Поэтому ко всем услышанным версиям стараемся относиться с частью здравого недоверия.
Анатолий - давний участник рынка "бэушки", казалось бы, видел многое, выходил из разных ситуаций, но недавно он оказался в центре очень неприятного конфликта.
Анатолий: "Я открыл свое предприятие и торгую "бэушкой" уже много лет. Торговля так себе, раньше было лучше, и все же клиент к нам идет. Почему? Наверное, не всем по карману купить новую запчасть, особенно если речь идет о двигателе. Так вот, обратился ко мне как-то покупатель, которому нужен был дизельный мотор от Mercedes ML. Такой у меня в наличии был. Подготовка "бэушного" агрегата к продаже та еще морока: кому-то с навесным оборудованием требуется, кому-то - без, и тогда нужно все разобрать правильно и аккуратно. Нюансов хватает. Покрутив и посмотрев предложенный двигатель, клиент согласился его купить. На двигатель я установил гарантию 30 дней. Где и у кого этот клиент собирался двигатель устанавливать на свой автомобиль, мне не очень интересно, каждый решает сам. Но я периодически звонил ему, спрашивал, как автомобиль ходит. Он отвечал, что хорошо, уже около 6000 километров отъездил на нем.
Но в один из дней клиент позвонил и сообщил, что двигатель "накрылся". Гарантийный срок еще не закончился. Я внимательно выслушал, спросил, кто ставил движок, имелась ли у этих мастеров соответствующая квалификация. Видимо, он понял, к чему я клоню, и отказался далее общаться фразой "я вас засужу", хотя мои вопросы были актуальны и в данной ситуации имели важное значение. Вскоре пришла официальная претензия.
Требования обычные - деньги вернуть, потому что при продаже двигатель был ненадлежащего качества. Мне показалось это странным, ведь, по словам клиента, он эксплуатировал ДВС без проблем и наездил на нем более 5 тысяч километров менее чем за месяц. Попросил его прислать документы по установке и обслуживанию ДВС. Эти документы были мне предоставлены. Как мне себя вести в данной ситуации?"
Именно так звучало обращение Анатолия в редакцию ABW.BY. Что же, будем разбираться.
Это виды работ, которые производили сотрудники СТО при замене двигателя. Перечень довольно большой, поэтому предположим, что для кармана клиента затратный. Обращаем внимание, что в данной ситуации снимался масляный поддон при установке прокладки поддона. Казалось бы, необычного ничего нет. Пока.
Для начала обратимся к законодательному акту, которым регулируется продажа "бэушных" деталей к автомобилям.
В соответствии с п.100 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №703 от 22.07.2014 (далее - Правила), информация при продаже бывших в употреблении запасных частей к технически сложным товарам должна содержать указание на марку и модель запасной части, позволяющие установить, что эта запасная часть соответствует конкретным технически сложным товарам (автомобилям). В соответствии с п.107 Правил при продаже двигателей продавец обязан предоставить покупателю сведения о марке и модели транспортного средства, которым данная запасная часть соответствует.
При продаже двигателя Анатолий в гарантийном талоне указал следующие сведения.
"Двигатель МВ 612 2.7 ML" (MB - Mercedes Benz. - Прим. ред.) - в принципе понятно, что это за деталь и для какого автомобиля предназначена.
Повреждения установленного агрегата были зафиксированы актом СТО от 14.08.2018.
"ДВС не запускается, в масле ДВС содержится большое количество металлической стружки…" - с этим все понятно. Но мы обращаем внимание на то, что автомобиль, на который двигатель был установлен, - Mercedes Sprinter 316 CDI.
По нашей просьбе Анатолий прокомментировал этот момент:
"Как специалист хочу пояснить, что для установки на модель Sprinter проданного мною двигателя необходима своего рода "переделка" ДВС, то есть замена поддона на поддон от модели ML.
Это разные типы транспортных средств, имеющие свои конструктивные особенности как по строению подкапотного пространства, так и по технологии установки двигателей. Поэтому без замены поддона в данном случае не обойтись".
Здесь кроется еще один "тонкий" момент: раз уж поддон сняли, то наверняка и вкладыши проверяли при установке ДВС, и еще много чего могли сделать. Ведь из заказа-наряда видно, что двигатель разбирали. Это значит, что в ответ на претензии к качеству проданного товара у продавца есть как минимум два контраргумента.
Анатолий на претензию ответил: в удовлетворении требований о возврате денежных средств отказал. Но что ждет продавца дальше? Пойдет ли клиент в суд при таких обстоятельствах? Учитывая его настроения, скорее да, чем нет, но о судебной перспективе мы рассуждать не будем.
Зато можем дать несколько советов обеим сторонам, как поступать покупателям при обнаружении недостатков приобретенных б/у деталей и что делать продавцам, столкнувшимся с подобной ситуацией.
От редакции ABW.BY
Если покупатель после совершения сделки обнаружил в приобретенном бывшем в употреблении товаре дефекты, то п.102 Постановления №703 рекомендует руководствоваться Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей".
102. Покупатель, которому проданы бывшие в употреблении товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей".
В свою очередь п.2 данного Закона говорит о том, что покупатель имеет право на проверку качества товара. Проверить качество детали можно только ее установкой и эксплуатацией.
Допустим, покупатель установил "бэушную" запчасть, но она не работает либо перестала работать в период гарантийного срока, - можно предъявлять продавцу претензии, поскольку в соответствии с п.3-4 ст.11 Закона продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых он (товар) используется.
Здесь нужно помнить, что приобретаемая деталь не новая, как она эксплуатировалась и в каких условиях - может не знать и сам продавец.
Что касается продавцов, то им хотелось бы напомнить, что не всякий покупатель - специалист в области строения и эксплуатации автомобилей, поэтому необходимо указывать при продаже "бэушки" всю необходимую для клиента информацию, недостатки детали, которые сам покупатель в силу своей неосведомленности обнаружить не в состоянии.
Постановление №703 Совета Министров
100. Информация о бывших в употреблении запасных частях к технически сложным товарам, кроме сведений, указанных в части первой настоящего пункта, должна содержать указание на марку, модель, год выпуска, иные признаки такой запасной части, позволяющие установить, что эта запасная часть соответствует конкретным технически сложным товарам. Сведения, характеризующие состояние бывших в употреблении товаров, в том числе их недостатки, должны быть указаны на товарном ярлыке, а также в документе, подтверждающем факт приобретения товаров.
При соблюдении таких, казалось бы, очевидных требований конфликтные ситуации будут возникать гораздо реже.
Хотя и продавцы, и покупатели прекрасно понимают, что выбор "бэушки" - это плата за нашу экономию, но иногда она оказывается непомерно большой.
Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber