Алхимия пришла в Европу достаточно давно, поскольку она была известна еще в античные времена. Однако затем последовал длительный перерыв, вызванный политическими катаклизмами. Эта наука развивалась в мусульманском мире, в Византии, и лишь затем, после XII в., Западная Европа вновь открыла для себя это тайное знание. Как и большинство других наук и философских учений, европейцы открыли ее для себя благодаря византийцам и арабам. В первую очередь эти знания пришли на восток и юг Европы, а затем – все дальше на запад. Настоящим толчком для развития европейской алхимии оказались Крестовые походы, благодаря которым европейцы познакомились с традицией восточного христианства, арабского востока и сохраненной в этих цивилизациях античной мудростью. В XII в. на латынь начали переводиться программные сочинения античных, византийских и арабских авторов. И уже в следующем, XIII в., начала формироваться собственно западноевропейская алхимия.
Существует множество определений алхимии, равно как и стереотипов и предубеждений, связанных с нею. Весьма расхожим является представление об алхимии, как о лженауке, занимающейся поисками получения золота. Действительно, алхимики интересовались проблемой трансмутации и превращения металлов в золото, но золото ради золота интересовало лишь презираемых настоящими алхимиками исследователей. На самом деле алхимия занималась совсем другим.
Испанский алхимик Раймонд Луллий (1236 – 1315 гг.) давал алхимии такое определение: «Алхимия – весьма необходимая божественная часть тайной небесной натуральной философии, составляющая и образующая единую, но всем известную науку превращать все металлы в настоящее серебро, а затем в настоящее золото посредством единого всеобщего медикамента».
А вот как определял эту науку один из крупнейших западных алхимиков, францисканский монах Роджер Бэкон: «Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство (эликсир) которое, брошенное на металл или на несовершенное вещество, делают их совершенными в момент прикосновения».
Согласно одному из удачных определений, алхимия – это процесс постепенного трансформирования, соответствующий астрологическим конфигурациям. Система получения золота из свинца имеет сходство с очищением человеческого духа. Очищение ведет к созданию скрытых сверхъестественных возможностей.
Своими адептами она рассматривалась как «королевское искусство», достойное лишь королей. Алхимия была одновременно наукой и ремеслом, а первоначально составляла единое целое с астрологией. Алхимия представляет собой одну из форм религиозного мистицизма. Идея этой науки требовала, чтобы адепт отправился в путешествие через «планетные царства», прошел всю Землю, постиг все культуры и побывал в каждом гражданском состоянии. После осознания шести планетных царств, металлов и типов человеческого поведения, адепты открывали для себя многоликость мира и понимание его единства. Им открывалась тотальная взаимосвязь и взаимозависимость всего во всем. Таким образом, алхимик приобщался к высшим герметическим тайнам и истинам.
Фактически, алхимия – это искусство превращения любого вещества, энергии и информации в любое другое. Самым главным в Великом делании алхимиков было вовсе не золото. Самым важным был процесс внутреннего преображения человека. Когда это происходило, природа человека оказывалась трансформированной в божественную.
Поэтому можно сказать, что существовало две алхимии – внутренняя и внешняя. Внутренняя алхимия предполагала трансформацию человеческого существа, преобразования адепта в более высокое существо. Внешняя алхимия занималась получением различных веществ. При этом, внешняя алхимия всегда вторична и ее ценность состоит лишь в том, что она может помочь обеспечить возможности для реализации внутренней.
Нужно отметить, что из-за своей мистической составляющей, алхимия с самого начала своего существования в Европе оказалась в достаточно двойственном положении. Так, в 1317 г. папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме. В то же время, многие европейские властители, как светские, так и церковные, покровительствовали алхимикам, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. И многие адепты этой науки были вынуждены искать золото ради золота – чтобы иметь время и возможность заниматься поиском своей великой истины, пользуясь высоким покровительством. Из-за своего запретного статуса европейская алхимия очень быстро превратилась в сакральную, герметическую науку, доступную только посвященным. Во многом этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов.
Мировоззренческая система алхимиков определяла и их методы. По мнению адептов алхимии, в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. Так, они считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Они считали золото уже созревшим металлом, а железо – еще недозрелым. В качестве иллюстрации их представления о формировании и вызревании металлов можно привести такие утверждения алхимиков: здоровой серой является красная. Именно такая содержится в золоте, поэтому этот метал совершенен. В серебре содержится белая сера – отсюда и разница между металлами. Если красная сера испортится и соединится с серебром, то получится медь. А если с серебром соединится испорченная и черная сера, то получится свинец.
Алхимики верили, что медленное созревание золота и других металлов можно ускорить с помощью искусственно созданного «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и превращает эти металлы в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что «эликсир» должен быть очень плотной субстанцией. «Философский камень» и есть тот самый эликсир.
Среди наиболее важных элементов в алхимической системе задействованы ртуть и ее сульфид – киноварь. Более того, в европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии – Меркурия (бога и планеты) и ее легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста). Помимо ртути основополагающими для алхимического Делания является сера, шесть традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка, сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические и органические соединения. Примечательно, что по мистическим соображениям алхимики отказывались признавать мышьяк и сурьму самостоятельными металлами, поскольку для них не хватает планет, которых, по тогдашним представлениям, всего семь.
Помимо основных задач, перед алхимиками стояли и практические, более мелкие, но чрезвычайно важные на пути достижения совершенства цели. Следуя мистике чисел, таких целей было семь:
1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosophicorum);
2. Создание гомункулуса – искусственного человека;
3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя;
4. Палигенез, или восстановление растений из пепла;
5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, одно из свойств которой – способность растворять золото.
6. Извлечение квинтэссенции.
7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.
Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать основных алхимических процессов, каждая из которых соотносилась с определенным зодиакальным созвездием. Вот эти процессы: обжиг, растворение, разделение, соединение, гниение, свертывание, вскармливание, очищение, ферментация, возвышение, умножение и созидание.
Наконец, во время Делания чрезвычайно важен символ священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей – так называемой «химической свадьбы» или «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды. Вторым важным символом является смерть (обычно в форме убийства) и воскресение (воскрешение).
Самым первым знаменитым алхимиком был немецкий граф, монах-доминиканец, теолог, философ, естествоиспытатель, епископ, учитель Фомы Аквинского – Альберт фон Больдштедт, известный как Альберт Великий (1193 – 1280 гг.). (Примечательно, что он еще при жизни получил от церкви титул «doctor universalis», а в 1931 г. был канонизирован). Про него рассказывали самые разные легенды: будто он при дворе императора Фридриха II воскрешал мертвых, а в соборе Святого Петра в Риме заклинал змей. По большому счету, алхимия была лишь одной из многочисленных наук, которыми он занимался и в которых преуспел (среди прочего он составил план знаменитого Кельнского собора).
Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Ему принадлежит мысль о том, что все металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря. Перу Альберта Великого принадлежит множество работ, среди которых – «Свод правил», где говорится, что алхимик «должен быть молчаливым и скромным и никому не сообщать результатов своих операций; он должен жить в отдельном от людей доме».
Не менее знаменитым алхимиком был английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214 – 1292 гг.). Он написал ставший хрестоматийным трактат «Зеркало Алхимии». В этой работе дается подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Именно Бэкон сформулировал представление о том, что приготовление эликсира из должно осуществляться в три стадии – нигредо (черная стадия), альбедо (белая, в результате которой получается малый эликсир, способный превращать металлы в серебро) и рубедо (красная, продуктом которой и является великий эликсир – магистерий). Примечательно, что Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице 15 лет, а его сочинения по велению генерала ордена францисканцев в наказание были прикованы цепями к столу в монастырской библиотеке в Оксфорде.
В XIII – XIV вв. действовали такие великие ученые, мистики и алхимики, как Арнолд де Вильянова и Раймунд Луллий. Луллий даже утверждал, будто ему удавалось получать философский камень и золото. Эти адепты внесли большой вклад в развитие магической составляющей Великого делания. Впоследствии на ниве алхимии прославились Никола Фламель, Василий Валентин, Парацельс…
Были в истории алхимии и достаточно прискорбные страницы. Так, 1600 года, монах-алхимик Василий Валентин решил добиться долголетия монахов своей обители бенедиктинского ордена. Он стал «очищать их организм от вредоносных начал», добавляя в пищу пилюли из оксида сурьмы. Некоторые монахи от такого «очищения» умерли в муках. Отсюда и пошло второе название сурьмы – «антимониум», что значит «противомонашеский».
Алхимия была первой наукой, соединившей теорию и эксперимент. Иногда этот эксперимент оказывался удачным – алхимики ввели в научный оборот массу новых достижений. Иногда, наоборот, эксперимент приводил к самым плачевным результатам. Так, 1600 года, монах-алхимик Василий Валентин решил добиться долголетия монахов своей обители бенедиктинского ордена. Он стал «очищать их организм от вредоносных начал», добавляя в пищу пилюли из оксида сурьмы. Некоторые монахи от такого «очищения» умерли в муках. Отсюда и пошло второе название сурьмы – «антимониум», что значит «противомонашеский».
Очень поэтично и вместе с тем по существу правильно говорил об искусстве алхимии Парацельс: «Алхимия – это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе».