Высотные краны работали на строительстве 462-метрового петербургского небоскреба Лахта Центра до июня 2018 года.
Лестница в небо
Путь в кабину крана был один — по лестнице. Никаких специальных лифтов в башне крана для этих целей не предусмотрено.
Могли ли коллеги-крановщики «подбрасывать» друг друга на работу и обратно?
Нет, по причине первой и достаточной — недопустимо по технике безопасности. Нарушение возможно только в крайних случаях. Однажды зимой, когда загорелась опора строящегося ЗСД, крановщица Тамара Пастухова спустила со 100-метровой высоты 3 рабочих в импровизированной «люльке». Подобными ситуациями транспортировка людей краном и ограничивается.
Впрочем, немного «срезать» путь наверх все же было можно.
В Лахта Центре крановщики ехали до 55 этажа на лифте, расположенном в самой башне. Оттуда – по переходной лестнице перебирались к мачте крана. А вот дальше – без вариантов, пешком.
Переходной мостик:
Если бы не этот маневр, то для подъема в кабину высотных кранов «К-1», «К-2» или «К-3», которые были пристегнуты к башне, нужно было бы преодолеть более 700 ступенек. Тем, кто работал на «К-4» - этот кран был вмонтирован в центр ядра башни, повезло больше – высота кабины «всего» 50 метров, но и дорогу не срежешь.
В любом случае — крановщик лишний раз вниз не сбегает. Даже обедали они у себя. Чаю можно выпить на месте. А вот горячий обед доставляли с земли.
Работа и погода
После марш-броска на рабочее место – сидячая 8-часовая смена в небольшой кабине. Все нужное тут – под рукой. Два рычага отвечают за поворот башни и за подъем груза.
Бортовой компьютера показывает текущие параметры – вылет стрелы, грузоподъемность, длину каната, поворотный радиус и скорость ветра.
На мониторе – уникальная минута – штиль. Возможно, такое повторится на краткий миг еще раз или два за год.
— Самое сложное в нашей работе – погода, — делится Сордар, управляющий «К 2». — Такая погода, как сейчас – не тяжелая. Надеюсь, один-два дня такая нормальная погода побудет. Обычно – постоянный ветер.
Ветер приходилось учитывать всем, кто работал в воздухе. Но если воздушным судам он иногда – только в помощь, то для кранов любой ветер – помеха. При шторме работы и вовсе приходилось останавливать. В этом случае маховые стрелы кранов поднимались вверх для большей устойчивости машин.
Погода – единственное, что подводило стройку. «Отличились» последние годы. В 2015 было 159 штормовых предупреждений, в 2016 – уже 258. 2017-й продолжил наметившуюся прогрессию.
Но и ветер – еще не все. Большую часть времени крановщики вели свои грузы «по приборам».
— Когда туман - работа тяжелая. Только по рации рабочие команды слушали. И ничего не видно внизу. Через камеры смотрели. И стропальщиков слушали.
Плохая видимость была – не только из-за высоты, дождя или тумана.
Небоскреб и его краны доросли до облаков и даже выше.