Найти тему
Пинкод

Зачем ему два глаза?

Сегодня, гуляя в парке с сыном и племянником, мы подрулили к площадке, на которой располагаются несколько столов для игры в настольный теннис. Идея сыграть несколько матчей пришла мгновенно, и мы прыжком добрались к кассе, где и снарядились ракетками с прилагаемым к ним мячом. Веселье понеслось, игра, кривляния, шутки, смех.
В какой-то момент рядом материализовался мальчишка лет семи на вид (ну не дал бы ему больший возраст), застенчивый, на голову ниже моих пацанов, тем не менее очень живой и активный. С азартом глядя на процесс нашей игры, он начал звонко щебетать о том, как это все здорово, как ему все нравится, что он это никогда не пробовал, и «болеть» за каждого из нас попеременно.
Поскольку я всегда ратую за максимальную социализацию всех детей без исключения и деления по возрастам, а мои парни просто всегда готовы «поколбаситься» как можно большим составом, мы решили пригласить его к столу, чтобы он мог поиграть, а у нас появился еще один игрок. Первым с ним решил сыграть сын…
Как думаете, что сказал мальчуган, когда услышал приглашение? Думаете «Ура», или «Давай», или, схватив ракетку, спросил: «Как играть и какие правила»? Нет, его первой фразой было «Ой, ты так здорово играешь, а я совсем не умею…». Однако, когда мы дружно сказали ему, что так он и не научится, с энтузиазмом вступил в игру.
То, что у мальчугана косит один глаз, я заметил сразу же, и в том, что этот факт ему в игре не поможет, а скорее наоборот, сомнений не было. Поначалу он и правда едва попадал по мячу, что в общем-то, его не расстраивало и не злило, он просто получал удовольствие от самого процесса. Сын не сразу понял, почему у парня ракетка с мячом то и дело разминаются, и обратил на это внимание, на что самым резонным ответом мне представилось, что мальчик играет впервые в жизни, а кроме того, ему трудно фокусировать взгляд на мяче. Естественно, я тут же получил вопрос «А почему у него такие глаза?», который и переадресовал бабушке, сопровождавшей внука.
Оказалось, левый глаз, как и весь ребенок, пострадал вследствие тяжелых, длительных родов. Благодаря многочисленным походам к офтальмологу степень косоглазия несколько уменьшилась, и мальчику стало проще фокусировать взгляд. Однако для того, чтобы окончательно избавить его от косоглазия, требовалось продолжение лечения…
И тут на сцену вышел отец ребенка, музыкант по профессии, который заявил, что, в общем-то, два глаза для него не так важны, ибо он тоже будет музыкантом.

В общем, довольно показательная ситуация, в которой сливаются низкая самооценка ребенка и куча «дисфункциональных» установок, полученных от старших.

Повсеместно признано, что каждый человек обладает с рождения уникальным набором физических и психологических свойств, обуславливающих тот набор талантов и предрасположенностей, который ему предстоит использовать и развивать на протяжении всей жизни. Тем не менее, не так много людей с уверенностью могут сказать, что нашли свое призвание, развили свой талант и занимаются тем, что всегда хотели бы делать.

Причиной является то, что человек развивается не в вакууме и не в условиях идеального климата, а в постоянно меняющемся мире, находясь под постоянным давлением стереотипов, установок социума, родительских страхов и комплексов.

С самого рождения, а подчас и до момента зачатия родители рисуют в своей голове картину будущего для своего ребенка, основанную на их опыте, их мировоззрении, их «знании жизни», их ошибках, их достижениях, их неудачах. При этом они забывают о том, что весь их опыт получен в прошлом, а жить ребенку предстоит в будущем, предсказать которое мы не в силах порой и на неделю вперед.

Наверное, самая частая метафора для родителей, реализующихся через своих детей, это «балетная мама». Женщина, страстно мечтавшая в юности стать балериной, но по тем или иным причинам лишившаяся такой возможности. Такая мать начинает «растягивать» дочку с трехлетнего возраста, водит ее по всем хореографическим кружкам, показывает всем доступным педагогам, прикладывает все усилия для того, чтобы дочь поступила в лучшее училище.

Кроме «балетных», можно встретить «спортивных», «научных», «творческих», «юридических», «артистических», «модельных» и все прочие категорий родителей, которые могут прийти на ум.

В истории из вступления мы видим «музыкального» родителя, который единолично определил жизненный путь своего сына как музыканта и ребенка, за которого уже всё решили. Ребенка, вынужденного отказываться от всего многообразия его возможностей и талантов из-за решения отца и чьё зрение вероятно было принесено в жертву отцовским амбициям. Можно предположить, что вся его жизнь будет связана с тем видом деятельности, который для него предназначили, и именно это станет определяющим фактором для формирования его личности.

Кто-то предположит, что определить ребенка в музыку не так уж и плохо, тем не менее вариантов развития в этом случае два. Вариант первый – выбор папы совпал с талантом ребенка, в таком случае мальчик с удовольствием будет развивать в себе музыкальные способности, что будет подтверждаться его незаурядными результатами. Второй вариант – выбор папы не совпал со способностями ребенка, и мальчик занимается музыкой под давлением родительского авторитета, добиваясь не самых значительных успехов. В таком случае ребенок все больше запутывается в собственных предпочтениях и интересах, будучи не в силах самостоятельно определить вектор своего развития и все больше удобряя почву внутреннего конфликта.

Занятия чем-либо, что не соответствует способностям и талантам детей, не является для них важным и не несет побудительного отклика в их душе, неумолимо подрывают их моральный дух и умственную энергию. Именно поэтому вокруг нас столько примеров, детей, которые бросают те или иные перспективные по мнению родителей занятия, не дающие им пищи для духа, энергии и энтузиазма. И еще больше детей, которые, занимаясь чем-то в угоду родителям, теряют волю, привыкают к подобному ходу вещей, запутываются в том чего хотят, не знают чего хотят и не позволяют себе это делать.

Ограничивая ребенка каким-либо из "перспективных" видов деятельности, родители лишают его возможности самоопределения и свободного поиска своих талантов. Ребенок, с чьими способностями родительский выбор не совпал, обречен на постоянное пребывание в состоянии стресса и накопления негативной энергии, приводящее его либо к подавленности, эмоциональной деградации и апатии, либо к выраженному протестному поведению, сопровождаемому стихийными вспышками агрессии.

Именно так все и оборачивается, когда за своим стремлением дать ребенку лучшее, родители забывают дать ему главное и самое необходимое: свободу выбора, способность самостоятельно принимать решения и условия для самостоятельного освоения своих способностей.

Измените свои представления о способностях ребенка, узрите безграничный спектр перспектив, дайте ему возможность творить и проявлять креативность, и вы увидите, как быстро семена возможностей, дремлющие в этом маленьком человечке, покажут свои всходы и дадут ему пищу для дальнейшего роста.

А чего вы желаете своему ребенку, счастья или трудоустройства?