В последнее время в мире употребление минеральной воды стало весьма популярным. Рост уровня жизни, ухудшение экологии, мода на здоровый образ жизни – вот те три кита, на которых держится водная индустрия.
Только на территории России зарегистрировано порядка тысячи фирм-поставщиков на рынок минеральной воды. Многие из них работают добросовестно, соблюдая все нормы. Но есть и те, кто в погоне за большей прибылью откровенно обманывает потребителей, продавая под видом знаменитых брендов совсем не ту воду. Одни добывают ее из других скважин, другие же, в прямом смысле, просто разливают из-под крана, добавляя для пущей убедительности немного соли, соды и йода.
Как же не дать себя обмануть? Как не стать жертвой серых бутиляторов?
«К сожалению, покупая минеральную воду даже в самых известных и крупных торговых сетях, мы не можем до конца быть уверенными в ее качестве, - рассказывает руководитель АО «Кавминкурортресурсы» Евгений Левицкий. – Поэтому покупателю стоит всегда внимательно подходить к выбору бутилированной воды. В первую очередь, стоит обратить внимание на бутылку и этикетку, точнее – на их внешний вид. Бутылка должна быть выполнена из качественного сырья, без видимых изъянов, этикетка - наклеена ровно. Конечно, необходимо обратить внимание и на текст, размещенный на этикетке и контрэтикетке. Данные обязательно должны совпадать. Если на этикетке указано, что это «Ессентуки», то и место добычи должно быть соответствующим».
Что касается ценовой политики, здесь ситуация для обычного покупателя крайне непонятная. Конечно, никому не хочется платить больше, но при выборе минералки важно помнить, что в погоне за низкой ценой мы рискуем быть обманутыми. Сегодня на прилавках можно увидеть огромное разнообразие минеральных вод - газированных и негазированных, питьевых и лечебно-столовых, российских и импортных. Очевидно, цена у них варьируется в зависимости от множества факторов: производителя, стоимости бутылки и, самое основное, - ценности воды, ее химического состава. Но как быть, если мы видим на прилавках две бутылки воды одного и того же типа, а цена различается в два, а то и в три раза? Зачем же платить больше?
«Сегодня, например, можно найти в магазинах минеральную воду с этикеткой «Ессентуки №4» или «Ессентуки №17» за 15 рублей и за 45 рублей, - объясняет генеральный директор предприятия «Холдинг Аква» Сулейман Вагапов. – Но это не значит, что в обеих бутылках находится именно та вода, которая добывается из соответствующих скважин и отвечает ГОСТу. Нужно понимать, что написать на этикетке можно что угодно. Настоящая минеральная вода «Ессентуки №4» или «Ессентуки №17», разливаемая честными бутиляторами, не будет стоить так дешево, как и такие известные бренды, как «Боржоми» или «Джермук» Однако это не значит, что производители или торговые сети должны искусственно завышать цену на продукт. Она должна оставаться адекватной и доступной для покупателя».
Однако странным кажется то, что сегодня в крупных супермаркетах по всей стране спокойно торгуют контрафактом. Здесь уже возникают вопросы к правоохранительным органам и ответственным ведомствам. Кто же защитит потребителя?
«Мы уже давно ведем борьбу с производителями, поставляющими на рынок контрафактную минеральную воду под видом известных на весь мир брендов, - рассказывает Евгений Левицкий. – Мы не можем закрывать глаза на то, что кто угодно может продавать неизвестную жидкость с этикетками «Ессентуки» или «Нарзан». Конечно, мы понимаем, что это весьма выгодно, но ведь есть закон, есть права потребителей, которые мы будем защищать. Уже сейчас вынесено несколько решений суда, продукция более десяти бутиляторов признаны контрафактной, потихоньку с полок магазинов по всей стране стали пропадать фальшивки. Это хороший знак. Но надо понимать, что наша работа ограничивается лишь регионом КМВ и марками, исторически связанными с этим курортом. Но проблема выходит далеко за пределы Кавминвод и требует кардинальных мер на всех уровнях власти».
Конечно, с каждым днем к проблеме удается привлечь все больше внимания, что не может не радовать. Так, подделкой минеральных вод всерьез заинтересовались в международной ассоциации «Антиконтрафакт». Как сказала в одной из бесед генеральный директор ассоциации Светлана Квасова, недобросовестные бутиляторы не могут оставаться безнаказанными.
«Сегодня мы обязаны принять эффективные меры, например, ввести маркировку, чтобы очистить рынок от контрафактной минеральной воды, - уверена Светлана Квасова. - Прежде всего на рынке минеральных вод нужен тотальный контроль. Это важно для потребителей, которых сейчас вводят в заблуждение, продавая один товар под видом другого, это важно для государства, которое должно контролировать сферу торговли, как и все остальные сферы общественной жизни, это важно для казны, которая недополучает налоговые отчисления, это важно для честных производителей, которым дешевая подделка мешает реализовывать качественную продукцию и развиваться. Ненормально, что кто-то разливает непонятного качества воду из-под крана и продает ее за три копейки под видом лечебной и при этом не остановлен и не наказан».
Одной из таких мер называют введение понятия «географическое указание товара». Совсем недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о развитии региональных брендов. Согласно ему, в Гражданский кодекс Российской Федерации вводится новый объект интеллектуальных прав - «географическое указания товара». Он будет действовать наряду с наименованием места происхождения товара (НМПТ), который введен еще в 1992 году. Теперь производители смогут получить от Роспатента право использовать на этикетке своей продукции уникальные для региона названия, такие, как крымские вина, камчатский краб, якутские алмазы и другие. Товары, выпускаемые без патента будут считаться контрафактом.
Эксперты уверены: нововведение не только поможет сделать продовольственный рынок более прозрачным и честным, но и станет дополнительным импульсом для развития и продвижения региональных брендов.
А пока нам, простым покупателям, нужно быть начеку и понимать, что ответственность за то, какой товар мы приобрели в магазине, лежит в первую очередь на нас.
Мария Несвицкая, специально для «Большого Ростова»