Увлеченные предстоящими президентскими выборами украинские власти как-то забыли об одном жизненно важном для страны обстоятельстве. До сих пор непонятно, кто спасет летящую в пике экономику.
Когда в 2014 году Евросоюз и США, получили контроль над Киевом, стало понятно, что Россия свернет свою экономическую поддержку. При этом речь изначально шла не только о кредитной линии, который выбил Янукович. Три миллиарда долларов из обещанных Москвой пятнадцати так впоследствии и не вернули, так что решение Кремля закрыть прямое финансирование с экономической точки зрения оказалось правильным. Но только этим дело не ограничилось. Собственно, Россия и раньше предпринимала шаги в этом направлении, а после 2014 года резко ускорила проекты.
Самое удивительное, что наибольшую помощь в этом ей оказала сама Украина. Борясь с ужасным северным агрессором, контролируемый Порошенко кабмин проводил политику с явным вектором на разрыв с Россией. Попутно они сами лишали себя кормушки. Яркий пример, переход на так называемый реверсный европейский газ. Всем хорошо известно, что это все тот же российских газ, но выкупают его Польша, Венгрия и так далее. Украина просто отбирала часть его во время транзита, а потом закрывала долг по рыночным ценам. Попутно по требованию МВФ Киев поднял тарифы по газу для промышленности. Населению тоже не повезло, но речь сейчас не об этом. Этим шагом, Киев моментально сделал практически все отрасли, которые подпитывались дешевым газом, нерентабельными. Говорить об отрезвлении тоже нельзя. Недавно в правительстве, например, озвучили идею закрыть пассажирские рейсы в Россию…
В общем, несмотря на намеки и прямые заявления, Россия финансировать Украину в любом виде отказалась. У Порошенко были надежды на то, что весь Евросоюз возьмет Киев под крыло. Но эти надежды рухнули практически сразу, на этапе согласования евроассоциации. Отказаться от подписания этого документа Порошенко не мог по политическим причинам, но ему пришлось столкнуться с тем, что некоторые страны ЕС явно торпедировали соглашение. Поэтому, кстати, общие положения этого документа оказались откровенно невыгодными для Украины. Стало очевидно, что Еврокомиссия заниматься проблемами новоприобретенного вассала не очень-то и хотят.
Тогда Киев сделал ставку на своих главных защитников Германию, США и Францию. Собственно, именно эти страны привели к власти Порошенко и опереться на них вполне логично. Первоначально даже показалось, что те действительно зальют Украину кредитами и субсидиями. Но уже в 2016 году поток этот резко иссяк. США, в лице ручного МВФ, серьезно затормозил выдачу траншей, а потом и вовсе заморозил их. В Франция с Германией стали очень неохотно давать целевые кредиты, оставив в основном так называемые «газовые деньги». Ситуация стала еще более серьезной в 2018 году, когда Киев столкнулся с необходимостью перекредитования, а его кураторы резко ужесточили требования. С учетом того, что и старые обязательства Порошенко выполнял избирательно.
Ситуация оказалась настолько тревожной, что внутри правительства начался процесс продуцирования откровенного бред. Из последних гениальных идей: сосредоточиться на привлечение переводов заробытчан. Именно благодаря этим трансфером Киев и собирается выровнять платежный баланс. Ситуация глупая, так как рассчитывать на гастарбайтеров в длительной перспективе сложно. Не секрет, что многие трудовые мигранты стремительно и неотвратно теряют связь с родиной. Несмотря на все это, многие даже считают систему единственно возможной. Правда, как бы в насмешку этому на треть вырос товарооборот с Россией, а трасферы наоборот перестали расти. В любом случае, через четыре года национальной революции Украина пришла к тому, что может рассчитывать только на уехавших за длинным долларом сограждан…