Найти в Дзене
Вандерласт

Текст подкаста: как создать малый бизнес и не закрыться через год

Оглавление

Паша начал с карьеры графического дизайнера, поработал в офисе и на фрилансе, но понял, что хочет сделать своё дело. И сделал. Его компания на рынке 6 лет, оборот более 1 млн.долларов. В подкасте Паша рассказывает о своём опыте создания бизнеса, который с самого начале в плюсе.

Павел Шелягин, основатель компании Филдс
Павел Шелягин, основатель компании Филдс

Страница подкаста Слушать в Soundcloud

О чём подкаст?

В подкасте Паша рассказывает о своём опыте построение бизнеса:

 — Почему малый бизнес может быть либо прибыльным, либо мёртвым, и что делать, чтобы быть прибыльным с самого начала.
 — Что важно в создании продукта.
 — Что должен делать предприниматель в своём бизнесе, а что можно автоматизировать или отдать на аутсорс.
 — В каких сферах не стоит начинать бизнес в 2018 году.
 — Почему бизнес-тренеры не помогают.

Текст подкаста

Привет! Расскажи, из чего вообще все начиналось, как ты ввязался в эту авантюру. В какой момент ты понял, что предпринимательство - это твое, ты к этому готов?

- Сейчас я сразу открою все секреты, и все смогут богатыми, успешными и знаменитыми. Нужно всего лишь каждый вечер… - вот так и начинаются все враки. На самом деле хочу рассказать просто, почему я вообще решил заняться предпринимательством. На самом деле я всегда работал на каких-то обычных работах, не понимая, почему я должен работать хорошо. То есть тут такая история, что всегда хочется зарабатывать деньги, причем зарабатывать их можно в любой сфере, вообще не важно, кто чем занимается. Просто непонятно, что нужно сделать, чтобы работать на обычной работе, как-то развиваться и получать больше-больше-больше, потому что ни один работодатель не заинтересован в том, чтобы люди зарабатывали деньги, даже если они хорошо работают. Наоборот, чем меньше ты платишь и чем лучше работает сотрудник, тем лучше для бизнеса и для предпринимателя, но не для конкретного сотрудника, естественно. И в какой-то момент я просто понял, что я плохой сотрудник, ни один работодатель никогда не захочет меня повысить, а для того, чтобы идти на повышение, это я понял уже сейчас, став предпринимателем, нужно всегда самому приходить к работодателю и говорить, вот смотри, я сделал вот это и вот это, и я бы хотел взять на себя еще большую ответственность и получать за это больше денег. Я раньше этого не понимал, я рано пошел работать, когда мне было 17 лет, и думал, что как-то оно должно само все организовываться. Никто не сказал, что нужно инициативу проявлять, а сам я не догадался, поэтому я работал, у меня было много разных работ, но роста не было. Я думал, блин, какого хрена, я хочу развиваться, и вот единственным решением для меня стало заняться каким-то своим бизнесом, это всегда крутится где-то на поверхности, я думаю, что у любого наемного сотрудника периодически возникают мысли о том, чтобы сделать свое какое-то дело, и вот тогда все будет классно.

- Мысли у многих крутятся, но что тебя подтолкнуло именно в тот момент решиться уйти и опуститься в эту пучину непонятности предпринимательского дела?

- Обычно предпринимательство, особенно малое, кто-то начинает что-то делать, у них это происходит следующим образом: человек озадачивается чем-то, допустим, ему нужно найти римские шторы, он вбивает в Яндексе римские шторы и понимает, что там какая-то фигня продается, это я имею в виду пример ритейла, как люди приходят к ритейлу. И он думает ,так вот эти римские шторы отстойные, а я же в Инстаграме видел классные, интересно, откуда они? Он узнает, что они продаются в каких-то европейских фирмах, и думает: наверное, если я буду их продавать, то их будут покупать, потому что это такая история, когда есть спрос, и нет предложения. И тогда человек начинает этим заниматься, естественно, к нему начинают обращаться люди, он становится каким-то заметным игроком на рынке, и вот с этого начинается его малый бизнес. У меня все происходило немного по-другому. Я сначала получил профессию, я занимался графическим дизайном, а потом я подумал, что раз я могу сделать сайт сам себе, то круто было бы что-то из этого попробовать, что это может быть. Я долго хотел сделать свою дизайн-студию, потому что когда ты графический дизайнер, мне кажется, это первое, что вообще приходит в голову. Я несколько лет работал в достаточной известном маркетинговом агентстве на должности графического дизайнера, потом устроился арт-директором в небольшую дизайн-студию, где как раз я и заразился от руководителя этой студии духом предпринимательским, что это все реально, до этого я думал, что бизнесмен, предприниматель - это человек, от меня очень далекий, он где-то в космосе, я никогда себя не представлял, думал, что это какой-то человек из другой Вселенной ,он умный, обязательно умнее меня, он успешнее меня, у него образование лучше, чем у меня, он упорнее меня. А потом я познакомился с руководителем и понял, что я такой же, как он, я ничем не хуже, может быть, в чем-то лучше. Кстати надеюсь, он этот подкаст слушать не будет. Он был интересный, прикольный, мне нравилось с ним общаться, и он меня воспринимал как партнера, не как наемного сотрудника. То есть он выделил мне какой-то определенный процент от своего бизнеса, сказал, развивай, то есть занимайся, привлекай клиентов, делай крутой дизайн, и все будет классно. Это меня прям сильно вдохновил, я понял, что бывает и так. Вот так все началось, а потом все прошло плохо, потому что дизайн-студия это все-таки сложный бизнес. Я просто не знал, как его развивать, не знал, что нужно делать, немного запутался и понял, что хочу заниматься таким самостоятельным делом, где я буду главным. Или просто хотя бы в равных долях с кем-то. На тот момент у меня была возможность работать в столярной мастерской моего брата, он был главным технологом, я подумал, что что-то из этого получиться может, к тому же он мне все время говорил, давай что-нибудь сделаем вместе. И поскольку это лежало где-то на поверхности, мы встретились и решили, чем мы можем быть друг другу полезны. Изначально идеи были вообще бредовые, мы записывали на бумажку, что он может производить, а мы продавать. Потом я подумал, что если это столярка, то прикольно было бы продавать какую-то мебель, это логично. Сделать какую-то небольшую коллекцию и продавать ее.

- То есть ты сначала сказал, что обычно люди видят какую-то проблему, понимают ее решения и тогда уже делают свое дело. А вы пошли немножко от обратного: у вас был некий актив, эта столярная мастерская, и вы начали накидывать все-все-все идеи, которые могли бы на ней воплотиться. И как в итоге поняли, что самая лучшая идея - это делать мебель? Потому что на тот момент, это 2012 год, если я не ошибаюсь, уже были стильные кухни Шатура мебель, IKEA и все что угодно. Как вы решились и подумали, что именно у вас людям купят эту мебель?

- Ты говоришь про корпусную мебель, и все что ты перечислила, это корпусная мебель. Это всегда дешевые материалы, плохой дизайн, и я не говорю, что эти компании отстой, это просто с точки зрения высокого вкуса отстой. Наверное, люди покупают, потому что это недорого, и я не вижу в этом ничего плохого, но мы хотели заниматься все-таки какой-то дизайнерской мебелью, а ее на тот момент на рынке не было. То есть даже несмотря на то, что мы пошли от обратного, мы все равно отталкивались от того, где наименьшая конкуренция и наибольший спрос. Мы понимали, что на рынке дизайнерской мебели в России все очень печально. Мы решили, что сможем сделать что-то похожее, может, быть даже и лучше. И я нарисовал дизайн, мой брат технолог сделал технологические карты, наладил более или менее производство, и мы стали производить эту мебель и стали его продавать. Я сделал сайт, дал рекламу в социальных сетях, настроил контекстную рекламу, сео-продвижение, все стандартные каналы для электронной коммерции, и начал продавать, и это было достаточно успешно. О нас написали достаточно известные издания, Афиша, The Village, газета Коммерсант. Причем они написали в таком формате, как один день с предпринимателем. То есть это нужно было весь день провести вместе, мы ездили по фабрикам, общались с теми брендами, которые мы продаем, мы на тот момент уже продавали не только свои товары на этом сайте, но еще и товары других российских дизайнеров.

- А СМИ сами вас нашли, или как-то вы к ним подкатывали?

- Самое удивительное, что все они нам написали сами, даже Москва 24 телеканал. Мы продавались в магазине на Цветном, мы сняли небольшой репортаж совместно с Москва 24 о нашей мебели, где она производится, как изготавливается. Нам даже писали из английского журнала Монокль, они выбрали нашу тумбу для своей новогодней подборки подарков.

- А ты думаешь, что секрет такого успеха со СМИ только потому, что конкуренции не было, или в чем-то еще?

- Я думаю, здесь много обстоятельств. Все-таки 2010-2012 годы были годы какого-то предприниматель подъема, много рассказывали в СМИ об интересных малых бизнесах, как они начинались, и меня это вдохновляло тоже. И это была какая-то предпринимательская волна, когда хотели что-то сделать, появлялись какие-то интересные стартапы во всех сферах. И этот дух ощущался всеми, поэтому издания нашу историю так быстро и подхватили. И в том числе мы сделали правда интересный необычный продукт. К сожалению, оказалось, что такая мебель очень сложная в производстве, поэтому производство мы достаточно быстро закрыли. И начали заниматься немножко другим, вышли из производства мебели просто в классический ритейл.

- А почему производство закрыли, в чем там были основные проблемы?

- Вообще для производства есть несколько барьеров, и есть всего несколько способов что-то произвести, например один из них это контрактное производство, ты заключаешь контракт с какой-нибудь китайской фабрикой или с российской, на поставку большого количества каких-то товаров, потому что малое количество ни одна фабрика делать никогда не будет, ты должен сразу обеспечить объем каждый месяц. А это дорого. Тут нужны вложения, готовые бизнес-модели, нужно быть уверенным, что этот товар классно продается, и тогда все будет хорошо. Это удачно может быть, если вы работаете в компании менеджером, знаете клиентов, потребности, производителя, особенности сотрудничества, знаете, какие у вашей компании минусы и плюсы. То есть у вас уже на руках есть вся информация. Это простой путь стать предпринимателем сразу.

- Хитрый лайфхак.

- Да. Следующий путь, это обратиться в небольшое производство или в столярную мастерскую. Но это будет дорогое производство. Я не знаю, почему так происходит, это лично мой опыт, но для того, чтобы сделать хорошо продукт, нужен технолог, найти хорошего технолога для малого бизнеса сложно, он стоит денег. Если ты сам не технолог, то ты скорее всего это сделаешь плохо с технической точки зрения. Все равно можно попробовать, мы попробовали, поняли, что это в принципе реально, но сложно. Еще один путь - это наладить собственное производство: закупить станки, нанять сотрудников, которые будут что-то делать. То есть всего мне известно три пути начать производить что-то: заказывать где-то большими партиями, или в столярке маленькими, или сделать свое производство.

- У вас было собственное производство, я так понимаю?

- Нет, не собственное производство, у нас была столярка, в которой мы делали.

- И почему вы решили, что это невыгодно?

- Для того, чтобы расширяться, нужны были вложения, потому что без расширения ты постепенно начинаешь умирать. Для меня это было открытием, я всегда думал, что все должно расти само, а на самом деле выяснилось, что если ты не делаешь постоянно что-то новое и не развиваешься, то компания постепенно умирает. И для развития производства нужно было или вкладывать деньги, которых у нас не было, или все. Здесь один путь. Просто сделать собственное производство, это было сложно, больно, и мы этого не сделали, потому что это был огромный прыжок в неизвестность, мы испугались, подумали, что это для нас слишком серьезная история, мы хотим заняться чем-то полегче. К тому же мы заметили, что у нас очень хорошо получалось продавать. То есть у нас на руках был плохой продукт, который мы хорошо продавали, то есть хороший продукт мы бы офигенно продавали, и мы стали искать то, чем бы можно было заняться. Мы решили заняться продажей аксессуаров, 2012-2013 годы - это годы расцвета хипстеров, поэтому все хотели что-то такое деревянное, металлическая, с принтами якоря и таких цветов, черно-зеленых, и мы нашли американские и канадские бренды, которые мы хотим привезти в Россию, это было что-то близкое к интерьеру, какие-то декоративные элементы для дома, какие-то фигурки, косметички, диспенсеры для мыла, какие-то подставки, чаши - что-то общем вообще нереальное. Мы написали этим брендам, их заинтересовал выход на российский рынок, нам понравился американский подход, что они к бизнесу сразу без разговоров подходят, сразу скидывают оптовый прайс-лист. С Европой иначе, с Европой надо флиртовать.

- А как работают русские бренды?

- Мне нравится их подход, хотя с начинающими брендами сложнее.

- Как все устроено сейчас, вы закупаетесь американские, европейские и русские бренды? То есть есть все-таки в России производства модной мебели, которые смогли это сделать, они обычно по какой схеме работают, по контрактной, как ты сказала, или делают свое производство?

- Вообще у всех производителей в России собственное производство либо контрактное, но они по контакту обычно производят часть своего продукта, деталь, а потом собирают на своем производстве. Те производители, которые в России все-таки смогли сделать свое производство, у них сейчас все идет очень хорошо, они развиваются, они выпускают какие-то новые коллекции постоянно, поэтому сотрудничать с ними интересно.

- Но при этом они недостаточно продают, поэтому они сотрудничают и с шоу-румами, и с другими интернет-магазинами мебели тоже?

- Да, когда я у тебя производство, мозг заточен совсем на другую историю: надо, чтобы там все было четко, чтобы все столяры все делали и не уходили в запой, чтобы сроки не поджимали, в общем на самом деле производство свое - это очень сложно, мне даже трудно объяснить, что конкретно сделали производители мебели, у которых это получилось, потому что у меня такого опыта нет. Мы не сделали, все тебе проблемы, которые у нас были, наше производство уничтожили. А те, кто смог, они крутые, они вызывают уважение.

- Ты сказал, что корпусная мебель - это отстой. А кто покупает дизайнерскую мебель? Расскажи про портрет вашего клиента.

- Не совсем, конечно, корпусная мебель – это отстой, здесь все зависит от дизайна. Корпусная мебель – это отстой, если ты просто покупаешь себе в квартиру один предмет этой мебели, эта тумба будет выглядеть ужасно. Дизайнер знает, что корпусная мебель – это классно, если делать шкаф под определенный эскиз, то есть ты у магазина корпусной мебели заказываешь свой собственный проект – в таком случае корпусная мебель – это офигенно, потому что ты можешь за очень небольшие деньги создать красивый интерьер. А готовая корпусная мебель рассчитана обычно на определенный класс покупателей, эконом-класс, всем понятно, что это не эксклюзив. Но это мое субъективное мнение, поэтому я никому ничего не навязываю, просто рассказываю свое видение.

- Как ты считаешь, если у человека нет дизайнерского образования, ему лучше самому выбирать мебель и обставлять квартиру, или без дизайнера интерьеров ему не обойтись?

- Дизайнер интерьера – это действительно must have, потому что самостоятельно ты обставить квартиру не можешь, а тебе в ней потом жить, это как самому рисовать свой портрет или попросить художника. Дизайн интерьера – это не только дизайн-составляющая, это еще и техническая составляющая, где какие выключатели, сколько освещения будет, какие зоны нужно сделать, все зависит от самого человека, его профессии и увлечений. И все это обсуждается с дизайнером, потому что квартира – это важно и классно, и лучше всего нанять дизайнера, вместе сделать проект, заказать у нас в магазине мебель, и тогда это будет бомба, человек будет жить, радоваться и получать удовольствие.

- Теперь я вижу на деле, как ты умеешь продавать, я сразу захотела сделать ремонт, нанять дизайнера, купить у вас в магазине мебель. Ты сказал, что в производстве вы сталкивались с тем, что там много было брака, и вы решили от этого отказаться. А с какими сложностями вы сейчас сталкиваетесь в ритейле?

- Мне вообще нравится ритейл, потому что здесь в принципе нет сложностей, это самый простой предпринимательский путь: что-то купил дешевле, продал дороже. Это прям самая не уважаемая профессия, особенно в умах всех людей, которые не являются предпринимателями, они всегда удивляются, как вы покупаете дешевле, я думал, вы за ту же цену покупаете, что и продаете. Конечно, для многих это шок, кто об этом узнает, им кажется, что это как-то несправедливо. Мне нравится этим заниматься, потому что здесь нет особо никаких сложностей, но здесь нужен определенный талант, то есть я видел, как появлялись какие-то магазины с точно таким же ассортиментом, как у нас, вроде все то же самое. Но у нас постоянный рост, а они закрываются, и честно говоря, ответ в мелочах. Успех в предпринимательстве, как создать прибыльный бизнес, зависит от огромного количества факторов, я думаю, что одним из таких главных факторов успеха, почему у нас получилось, заключается в том, что мы все делаем сами. С самого начала мы не боялись работы, а для обычного человека это самое страшное, особенно если человек занимает какую-то руководящую должность. Для него это как шаг назад, все делать самому, а не руководить, как в офисе. Вот нам повезло в том плане, что мы начали это делать еще в тот момент, пока мы не доросли до руководителя, то есть мы были мелкими наемными сотрудниками, поэтому то, чем мы занимались, для нас была такая же работа, как и на обычной работе, просто еще и свой бизнес и эйфория, что нет начальника. На первых порах у нас все мы работали удаленно, даже приходить на работу не надо было, мы продавали через интернет, а самые сумасшедшие идеи продаются через интернет, поэтому у нас росли продажи. А мы просто вставали утром и делали в скучную рутинную работу, такую же, как мы делали на обычной работе, только получать от этого супер удовольствие, потому что у нас не было начальников, и мы до сих пор продолжаем работать сами, сами выполняем какие-то рутинные задачи и получаем от этого какое-то странное удовольствие, потому что мы понимаем, как классно мы смогли все организовать и автоматизировать, что до сих пор справляемся собственными силами, то-то мы отдали, но что ты все равно остается, тем, что мы обязаны делать сами, и мы не видим в этом ничего такого особенно страшного. Это тоже кстати еще один барьер, через который не могут пройти какие-то молодые предприниматели, которые сразу хотят, чтобы все было сделано чужими руками, потому что сотрудниками в России все очень плохо, нанять заинтересованного человека за деньги, что может платить малый бизнес, это задача не из легких, при этом гораздо проще либо отдавать на аутсорс, либо автоматизировать настолько и сделать все настолько удобно, чтобы какие-то рутинные задачи вообще не возникали. Это такие секреты прибыльности бизнеса, что, оказывается, придется работать.

- Ты сказал, что вы что-то автоматизированы, что-то отдали на аутсорс, что-то все равно оставили себе. А можешь немножко рассказать, какие задачи, ты думаешь, что ты не можешь отдать, а какие ты все-таки можешь либо автоматизировать, либо отдать на аутсорс?

- На данный момент мы можем вообще все задачи отдать, просто у нас сейчас идет такой небольшой психологический барьер, что это немного страшно, сейчас работа уже настолько стал автоматизированной, что для того, что кому-то передать, надо нанять человека и ему объяснить, как это делать. Это вот такие основные задачи. Из того, что мы уже отдали на аутсорс, это бэк-офис, частично бухгалтерия, частично реклама, частично какие-то задачи и продажи. Мы уже отдали на аутсорс разработку, частично рекламу, контент-менеджмент, курьерскую работу, что касается доставок, логистики, это уже давным-давно отдано на аутсорс.

- Получается, ты 6 лет в мебельном бизнесе, у тебя не было желания сменить сферу? Что-то новое начать.

- Всегда есть желание начать что-то новое, просто мы каждый день не решаем какие-то определенные задачи, и мы находимся в мебельном бизнесе, на самом деле у нас постоянно что-то новое. Раньше мы продавали какие-то аксессуары для дома, еще раньше было производство, потом ритейл, сейчас мы открыли шоу-рум. То есть другой уже опыт, это уже оффлайн-магазин. Сейчас мы думаем над открытием уже второго магазина, уже полноценного розничного, квадратов на 300, то есть ты находишься всегда в одной сфере, но при этом ты постепенно развиваешься, и работа меняется. То есть сначала ты выполняешь одни задачи, потом ты их отдаешь, выполняешь другие, отдаешь и выполняешь третьи, это позволяет внутри одной сферы не закисать, ты всегда хочется продолжать этим заниматься, потому что задачи меняются. Вот если бы у нас не было роста, тогда бы и запал угас, и роста бы не было. Я даже думаю, что мы охватили очень мало, можно заниматься вообще еще куча разных направлений, найти бы только людей, которые были бы заинтересованы в этом, как и мы, тогда это вообще было бы здорово.

- Как вы планируете свой рост? Простой глаз замыливается в одной и той же сфере работать, и уже сложнее новые возможности увидеть и идеи придумать. Как ты эту проблему решаешь?

- На самом деле глаз не замыливается, наоборот ты начинаешь яснее видеть картину, но кажется, что сейчас знаешь больше, чем ты знал раньше.

- Это мешает или помогает? То, что ты много знаешь.

- Конечно, это помогает, потому что когда получается, ты немного не сходишь с ума, если был бы крупный бизнес, я бы совсем с ума сошел, в том плане ,что кажется, ты вообще все можешь. И я немного сочувствую предпринимателям, которые начали что-то делать, у них не получилось, и они закрылись. Тяжело этот барьер преодолеть, если бы у меня был такой опыт, я бы подумал, что все это фигня, то есть невозможно в России делать малый бизнес. И таких много, кто жалуется, что государство развиваться не дает, при этом мы на себе такого не ощущаем, мы очень хорошо взаимодействует с государством, и самого начала работали полностью в белую, стараемся соблюдать полностью все нормы, которые есть законодательные, мы платим все налоги, все отчисления во все фонды, мы уже давно подключили онлайн-кассы, автоматизировали, все это на самом деле очень просто. Просто надо этими озадачиться, я за то, чтобы все занимались предпринимательством и уходили с обычной работы и получали удовольствие, чтобы росла конкуренция, и всем от этого становилось только лучше, потому что чем больше конкуренция, тем выгоднее условия дают компании, и от этого хорошо вообще всем. Допустим, история с банком Тинькофф, никто бы не знал, что такое кэшбек, что такое, когда тебе на счет падают деньги, просто потому что ты клиент этого банка, что такое кредит в один клик. Никто этого не знал, потом пришел Тинькофф и сделал так. В России проблема всех бизнесов в том, что все очень закостенелые, старые, никто ничего не хочет делать, деньги есть у всех, все просто ужимаются, потому что не хотят ничего менять. А я хочу, чтобы все поменялось, потому что это классно.

- А как ты думаешь, почему сейчас такой застой в предпринимательской среде, по сравнению с тем, что было в 2012 году, когда чувствовался этот дух, все хотели что-то делать?

- Конечно, сложный вопрос, потому что, мне кажется, что здесь зависит от сферы, кто в какой сфере, потому что в 2012 году доллар был 28 рублей, и все стоило правда очень дешево, и привозить товары из-за рубежа и продавать здесь казалось чем-то абсолютно нормальным, цены были адекватные, много бизнесов здесь что-то производили, все было здорово, а потом из-за того, что резко изменился курс, и стала какая-то неопределенность сильная, до сих пор непонятно, куда мы идем, к чему движемся, никто ничего не понимает. Мне кажется, люди отодвинули все эти идеи о предпринимательстве до лучших времен, что когда-нибудь снова будет доллар хотя бы не 30, а хотя бы стабильно будет какое-то время 60, тогда мы снова начнем об этом задумываться. Вот это на самом деле очень печально. Это все равно психология, вообще на всю жизнь очень сильно влияет психология, атмосфера, ощущение. Вот и сейчас психология такая, что все боятся, все ждут, все думают, что все очень сложно, что государство отнимает бизнес, зачем что-то делать, если у тебя придут и отнимут. Отнимают все на всех уровнях, и как бы, наверное, у кого-то правда что-то отнимают, но, я не знаю, если делать бизнес 1 млн человек, вряд ли у этого млн все и отнимут, это как мне бояться выходить из дома, потому что тебя может задавить автомобиль. Без этого жизнь скучная будет, если все время сидеть дома и ждать, что что-то может случиться. Ведь у кого-то не случается, люди занимаются большим бизнесом, чувствует себя классно, его не отняли. А про малый бизнес и говорить нечего, кому это нужно.

- Ты говоришь, что шансы очень сильно зависят от сферы. В каких сферах ты видишь наибольший потенциал?

- Если мы говорим про малый бизнес, то это сферы, которые не лежат на поверхности, то есть открывать сейчас кафе, бургерную, сигареты, спортивное питание, автосервис, установку кондиционеров, шиномонатаж – это скорее всего не сработает, потому что это приходило в голову уже огромному количеству людей. Стоит заниматься таким делом, которое не лежит на поверхности. Каким именно, я не знаю. Но это увидеть просто по работе, где вы сейчас работаете. То есть вы должны видеть, что это реально работает. Например, рентген-кабинеты. Одним словом, все, что есть в Инстаграме, этим заниматься не надо. Наращивание ресниц, маникюр, живое пиво, криптовалюта – это уже всем пришло в голову, это слишком лежит на поверхности, там огромная конкуренция, надо заниматься чем-то нестандартным. То есть надо полистать Инстаграм и понять, чем заниматься не надо. Еще я не советую идти в 2018 году к бизнес-тренерам любых масштабов и форматов, мне кажется. Наверное, они могут что-то подсказать тому, кто чем-то уже занимается, просто ступор сейчас. Иначе это секта. Их суть в том, чтобы тебе навязать свои услуги и продавать их длительное количество времен, и чтобы ты развивался и заносил туда денежки, а потом всем рассказывал, что ты стал классным предпринимателем, благодаря этому бизнес-тренеру. Мне кажется, что это не очень классно, я не люблю секты. Еще 2018 году не стоит заниматься криптовалютой, потому что это история из серии, что если заниматься криптовалютой, в том плане, что майнить какую-то валют, то это очень странный способ заработка, потому что будет млн рублей вложений, будешь ежемесячно зарабатывать 15 000 рублей, а тратить на все это 14. Чем закупаться криптовалютой, лучше закупиться рублем или долларом и так же ждать лучших времен. Не стоит заниматься сетевым маркетингом, то есть вписываться в компании, которые заведомо не твои, многие называют это работой на себя, но это не работа на себя, это как секта все равно, ты становишься адептом, и ты чужие идеи всем пытаешься навязать.

- Ты говорил, что бизнес-тренер в лучшем случае может вывести человека из ступора . А ты сам как выходишь из ступора?

- Надо просто отключиться от работы, потому что все равно, когда много работаешь, все одно и то же каждый день, просто не видишь ничего вокруг. Надо отключаться, отдыхать, куда-то съездить, что-то смотреть, посмотреть вокруг на мир, на людей, пообщаться с кем-то. И все, тогда становится все понятно, приезжаешь всегда с новыми мыслями и эмоциями, и идеями. И самое главное здесь в том, что ты не зависишь от чего-то, чему ты должен заносить все время деньги. То есть ты поехал отдыхать, и все, вернулся с новыми идеями.

- Круто. Спасибо тебе, что ты все рассказал, так вдохновительно, хочется брать и делать.

- Надеюсь, я никого не обидел, потому что я не хотел никого обидеть, я хотел просто рассказать свой опыт, как я это вижу, конечно, я не эксперт, у меня всего лишь малый бизнес, поэтому мои мысли только мои мысли, но что-то интересное все равно можно для себя почерпнуть.

- Что бы ты хотел сказать в напутствие начинающему предпринимателю в конце нашего подкаста?

- Мне кажется, что нужно все-таки пробовать чем-то заниматься, это как находиться по другую сторону баррикад, это вообще меняет мировоззрение, когда становишься предпринимателем, когда начинаешь заниматься каким-то своим делом, и правда все меняется, меняется взгляд, ты начинаешь понимать, как все на самом деле устроено, почему мы пользуемся определенными товарами, а другими не пользуемся, почему что-то модно, что-то нет. И ты понимаешь, что ты на самом деле не свободен, ты находишься в мире, где всем управляет маркетинг. Вот такая фигня, это прямо сильно отрезвляет, и ты начинаешь думать, классно, хочу быть частью этого мира, который всем управляет, и ты чуть-чуть чем ты управляешь .

- Пусть будет так, спасибо, Паша, что пришел, все рассказал. Пока-пока!

- Спасибо. Счастливо!