Найти в Дзене

С небом на «Ты»

Город потонул в белесой мгле. Туман. Им парила застывшая земля.» Видимость плохая. Да тут еще ветер. Тяжеленько будет сегодня ребятам», — подумал Иван Закомолкин, поднимаясь на командный диспетчерский пункт – на вышку – как его называют авиаторы. Началась рабочая смена…

День действительно выдался хмурым, неприветливым. Погода чуть-чуть не дотянула до нелетной. В такое время и на летчиков, и на их первейших помощников – диспетчеров службы движения ложится предельная нагрузка. Ведь от их грамотной, четкой взаимосвязанной работы зависит жизнь многих людей.

Вот готовится к отправлению пассажирский рейс на Норильск. Экипаж самолета по рации переговаривается с диспетчером, выполняет его распоряжения. Запущены моторы, самолет занял старт. Иван отдает команду: «Взлет разрешаю!» Разбег – и тело крылатой машины отрывается от земли. И снова в эфир несется: «Высота такая-то… Эшелон такой-то… Курс такой-то…» В ответ экипаж подтверждает выполнение команд. Связь диспетчера с самолетом будет поддерживаться до установленного рубежа.

Ушел один самолет – готовится к взлету другой. И снова Закомолкин отдает те же распоряжения. Но высота уже другая, эшелон иной, курс – тоже. Внимательно следит Иван по индикатору за полетом машин, по рации переговаривается с их экипажами, заносит данные в журнал. Словом, его работу можно сравнить с работой регулировщика движения в городе на оживленном перекрестке. Только диспетчер – регулировщик движения воздушного транспорта.

Спокойно, размеренно, четко руководит полетами Закомолкин, тщательно анализирует воздушную обстановку, всегда готов предупредить ошибки пилотов, вовремя подсказать им решения. И недаром в социалистическом соревновании диспетчеров службы движения авиапредприятия лучшие производственные показатели у комсомольца Ивана Закомолкина. Итоги трудового соперничества сообразно системе бездефектного труда. Портрет нашего молодого специалиста по праву занесен на городскую Доску Почета.

…А началось все так, как бывает со многими мальчишками – в школьные годы Ваня вдруг «заболел» небом. Спал и видел себя летчиком. У друзей со временем появились другие планы, а Иван сохранил верность небу. Правда, пилотом он не стал – по пустяку «срезался» на медицинской комиссии. И тогда же решил — буду диспетчером: все равно в авиации.

-2

В 1976 году выпускник летно-штурманского училища, «новоиспеченный» диспетчер гражданской авиации по управлению воздушным движением Закомолкин прибыл в Игарку. Коренной сибиряк, красноярец, он не захотел остаться на Дальнем Востоке, где он служил в армии, ни на Украине, где приобрел профессию, — его манили бескрайние просторы и голубые дали Севера. За короткий срок Иван зарекомендовал себя как грамотный специалист, снискал уважение товарищей по работе. В коллективе авиапредприятия его знают как простого общительного парня, задушевного человека, с которым легко и приятно трудиться и поговорить.

Всего три года, как он у нас, однако за это время, в пример другим, получил допуск к работе на всех диспетчерских пунктах службы движения авиапредприятия. Закомолкин активно и полно использует в своей работе имеющиеся технические средства. Настойчиво овладевает современными методами управления воздушным движением. Сам недавний ученик, он уже стал наставником молодых диспетчеров.

«Ну, а как же мечта? – может спросить читатель. – Неужто не тянет сесть за штурвал самолета?» Нет, он м не изменил своей мечте: парень пришел в авиацию, которой когда-то бредил, он с небом на «ты». Познав все радости и «муки» профессии диспетчера, Иван не променяет ее ни на что другое. Не случайно он готовится поступать в академию гражданской авиации на факультет инженеров-диспетчеров.

Закомолкину послушны не только воздушные суда, но и время, то самое, которого так часто не хватает на многие дела. У Ивана же его «служба» сочетается с общественной работой (он общественный инспектор по безопасности полетов, активный дружинник добровольной народной дружины), с занятием спортом (он член сборной предприятия и города по волейболу), с увлечением (он рыбак, охотник), с семейными заботами (у Закомолкиных растут девочки-близнецы).

Как видите, жизнь Ивана Закомолкина – прямая, как взлетная полоса, по которой он отправляет самолеты ввысь, и просторная, как небо, в котором он руководит движением воздушных судов. Ваня нашел свое призвание. А это немало! И Новый год принесет ему новые радости. Пусть мечты сбываются!

-3

Иван Каверзин, начальник штаба авиапредприятия.

Опубликовано в газете «Коммунист Заполярья» 3 января 1980 года под рубрикой «Люди с городской Доски Почета».

Комментарий В.А.Гапеенко

Иван Павлович Закомолкин прожил очень короткую жизнь. В семейном архиве сохранилось лишь несколько его фотографий. Чаще фотографом был он сам, сохранив в черно-белом изображении любимых им женщин – жену Ларису и дочерей- близняшек Лену и Веру.

Мы жили в одном с ними доме в Игарке. Мой сын Василий и его дочери учились в параллельных классах, дружили, и небольшая квартира Закомолкиных часто была местом досуга подростков. Однажды, Иван Павлович остановил меня во дворе:

— Твой сын собирается поступать в школу милиции? Хочет пойти по стопам отца? Да он же прирожденный авиадиспетчер. Я все время за ним наблюдаю. Спокойный, рассудительный, девчонки рассказывают, что во всех походах на реку, на природу, он лучше всех ориентируется на местности, принимает на себя ответственные решения.

-4

Василий внял совету, поступил в авиационный колледж, потом в Академию гражданской авиации, сейчас работает диспетчером в аэропорту Емельяново города Красноярска. Женат на Елене Закомолкиной.

Только все это случилось уже после трагической смерти Ивана. Он погиб в возрасте 42 лет, провалившись в темноте на снегоходе «Буран» под лед на коварной протоке Енисея в пробитую ледоходом колею для морского лесовоза.

Накануне мы разговаривали с Иваном Павловичем по телефону, я просила его помочь сыну получить направление на практику в Игарский авиапорт. Тогда уже авиадиспетчерские службы считались самостоятельными подразделениями, не входящими в структуру авиапредприятий, где И.П.Закомолкин был заместителем командира ОАО. Торопясь в выходные на рыбалку, он спешил сообщить мне, что вызов на практику курсанту отправлен.

— Когда вернешься? – спросила я его, поблагодарив за содействие.

— Вернусь, но не скоро, — ответил он мне. И кто теперь доподлинно расшифрует, что скрывалось под этой короткой фразой? Осознание того, что увидимся мы с ним вновь когда-то потом, уже в нереальной жизни? Либо в слове «вернусь» заключалась суть близости наших дальнейших отношений с его семьей? Мы породнились. Лариса Владимировна Закомолкина – моя сватья. Только теперь мне известны подробности. Иван осиротел, когда ему едва исполнилось два месяца. Соседка Ефросинья Ильинична взялась приглядывать за тремя сиротами-мальчишками, среди которых Ванюша был младшеньким. Фактическим заменила мальцам рано ушедшую из жизни мать. Позднее в семье появился еще один сын, уже совместный.

Дальнейшая биография Ивана Закомолкина известна из очерка Ивана Каверзина. Как видим, начальник штаба авиапредприятия не ошибся, рассказав о перспективном работнике, только начинавшем свою биографию в начале 80-х. Иван Павлович Закомолкин в сорок с небольшим работал заместителем командира авиапредприятия, насчитывающего в своем составе порядка семисот работников. И это уже говорит о многом.

На фото из архива Закомолкиной Елены: совместное семенное фото с тестем и тещей, любимые женщины Ивана Закомолкина, среди одноклассников Василий Гапеенко крайний справа.