Некоторые родители ошибочно считают, что настоящие игры с малышами начинаются, когда ребенок начинает ходить, бегать, а еще лучше, говорить. Вот с этого момент с ним уже можно общаться, начинать разыгрывать ролевые игры, делать куличики в песочнице и играть в догонялки. До этого все игры сводятся к «ладушкам» и имеющимся в наличии погремушкам и пирамидкам, многие взрослые даже за игры такие занятие не держат. Но если сами взрослые научатся получать от этого удовольствие, окажется, что играть с малышом совсем не сложно и очень даже весело.
С самого рождения и до него
Многие психологи советуют начинать играть с малышом пока он еще находится внутри мамы. Разговаривать с ним, приучать его к звуку своего голоса, а также к голосам самых родных и близких людей. Обязательно ставьте вашу любимую музыку, пусть он ее слушает. Это могут быть ритмичные мелодии, спокойные колыбельные или классические произведения. Потом, после рождения, ребенок узнает их ритм и звучание, будет внимательно прислушиваться и даже успокаиваться при знакомых звуках и ритмах.
Все родители слышали о необходимости развития мелкой моторики, но не все знают, зачем именно она нужна. Ученые-физиологи доказали, что нервные окончания на пальцах связаны с нашим речевым центром, и даже самые простые движения рук развивают речь ребенка и улучшают произношение многих звуков.
Начинать развивать мелкую моторику можно с самого рождения самым элементарным массажем пальчиков, например, во время кормления. Поочередно разминайте каждый пальчик, параллельно разговаривая с малышом или навевая песенки.
Малыш растет, игры продолжаются
Около 3 месяцев ребенок начинает постепенно осознавать свои ручки и действия, которыми он ими может совершать. Приходят на помощь игрушки. Пусть они будут разные по размеру, форме, материалам, звучанию и шуршанию. Разнообразные погремушки позволяют ребенку задействовать разные группы мышц рук, чтобы их удержат, а также познакомят малыша с разнообразными фактурами и новыми звуками.
Такие игры, как «ладушки», «сорока-ворона», полетели-на головку сели» очень полезны для маленьких детей. Во-первых, это вся та же работа с ручками, а во-вторых, повторение одних и тех же фраз, которые малыш постепенно запоминает и вскоре уже узнает. Шевелите ножками, ручками, пальчиками – это всегда забавляет и развлекает маленьких детей.
Примерно с 5 месяцев малыш уже может нажимать на кнопочки, перебирать бусинки, колечки, хвататься за выступающие части игрушек. Покажите ребенку, как это делать и увидите, как он это захочет повторить сам. Можно наполнить тканевые мешочки разными крупами и дать малышу их щупать и перебирать пальчиками – такие занятия надолго его увлекут. С 7 месяцев появляется интерес к первым пирамидкам, пищалкам и кубикам. Малыш хочет все хватать, кидать, а иногда строить и повторять за мамой. В этом возрасте нужно уже не только играть, но и объяснять цвета и формы, чтобы ребенок понемногу их запоминал.
К году малыш все больше развивается, каждый день выучивая что-то новое и удивляя родителей. Ему постоянно хочется что-то открывать, закрывать, засовывать и доставать. Пусть у него будет много игрушек, которые позволят ему это делать постоянно. Это могут быть и не игрушки, а, например, пластиковые контейнеры для хранения продуктов, пластиковые баночки из-под крема с закручивающимися крышечками, платочки, деревянные ложечки и многое другое, что есть в каждом домашнем хозяйстве. Пусть малыш рвет бумагу, играет с бельевыми прищепками, фантиками, крышечками и камешками.
Говорите, говорите, говорите
Одно из главных правил игр с малышом – разговор. Не обыкновенное сюсюкание, от которого, к сожалению, многие не могут удержаться. Оно вовсе не вредно, но и совершенно не полезно для маленького человека. Оно ничего не добавляет нового в его картину мира, не приносит никаких новых знаний и навыков.
Специалисты советуют комментировать любое свое действие, а также намерение или движение ребенка. Рассказывайте все, что делаете или собираетесь сделать и обязательно хвалить ребенка за любое, даже самое небольшое, достижение. Пусть они постоянно знает, что у него все получается, именно это будет его подстегивать двигаться вперед и учиться все новому.
Если разговаривать у вас нет совершенно никакого настроения или вы уже не знаете, о чем именно говорить, и обыкновенная усталость валит вас с ног, пойте. Любые детские, забавные песенки, читайте стишки-потешки, любимые произведения Чуковского или даже стихотворения Пушкина из школьной программы. Ребенок с удовольствием будет слушать ритмичные стихи, узнавать громко звучащие слова, а вскоре захочет вам помочь и повторить их вместе с вами.
5 основных принципов для игры с ребенком
1. Не играйте с ребенком с плохом настроение.
Если настроение у вас плохое, и вы знаете, что предстоящая игра его точно не улучшит, лучше игры отменить вовсе. Ребенок прекрасно считывает ваше состояние и может неправильно его истолковать, думая, что именно он или его действия вас расстроили.
2. Следите за правильным и полноценным питание ребенка.
Не начинайте игру с голодным ребенком. Он может неадекватно реагировать на происходящее, капризничать и не хотеть играть с вами. Такая игра не принесет удовольствия никому из ее участников.
Не забывайте, что у ребенка в любом возрасте должен быть полноценный рацион питания, ведь витамины и питательные вещества отвечают, в том числе и за правильный рост, психическое и физическое развитие ребенка. До 6 месяцев рекомендовано только грудное вскармливание, после полугода – аккуратный правильный прикорм. В случае, если грудное вскармливание невозможно, необходимо подобрать максимально адаптированное детское питание. Желательно, чтобы оно содержало максимально количество необходимых для малыша витаминов, минералов, лактобактерий и бифидобактерий, а также олигосахаридов грудного молока - 2FL и LNnT. Сочетание этих олигосахаридов грудного молока улучшают состав кишечной микрофлоры, способствуют укреплению иммунитета, значимо снижает частоту респираторных заболеваний, а также применения антибиотиков и жаропонижающих препаратов.
3. Лучше меньше, да лучше.
Не заставляйте себя и не вымучивайте из себя игры. Если вам не хочется играть в салки, догонялки или машинки – ничего страшного. Предложите ребенку заняться тем, что и вам в данный момент было бы интересно. Соберите пазл, почитайте, полепите, порисуйте или уберитесь дома, загрузите стиральную машинку или протрите пыль. Ребенку все равно будет с вами интересно, ведь внимание и радость от общения – это самое главное.
4. Не ограничивайте фантазию ребенка.
Что бы вы не делали, во что бы не играли, не дергайте ребенка. Дайте ему слепить любую «кракозябру», даже если с самого начала вы учились лепить обыкновенные грибочки и яблочки. В самом раннем возрасте никаких ограничений фантазий не существует, родитель должен обеспечить ее свободный полет. Если же вы хотите, чтобы ему с самим собой не было никогда скучно, разрешите ему фантазировать.
5. Не будьте аниматором, будьте партнером.
Ребенок должен ощущать себя частью семьи – одной команды, но никак не ее единственным командиром, вокруг которого крутится вся жизнь родных и близких. Учитесь уважать в малыше личность, и он обязательно будет уважать вас и ваши личные потребности (немного отдохнуть, побыть несколько минут в одиночестве, отложить игру на некоторое время).