Тренируя спортсменов на теннисном корте, Тимоти Голви заметил, что ученики всегда стараются исправить моменты, которыми они недовольны и что когда они перестают стараться и ожидать указаний от учителя, их процесс игры становится лучше без приложения усилий.
Соответственно, Голви выделил два голоса внутри головы ученика. Всезнайку Я 1, который управляет его ожиданиями и чрезмерно контролирует действия, чтобы сделать правильно. И внутренний потенциал Я 2, то есть то, что в нас заложено с детства, все наши реализованные и нереализованные способности.
Так вот, мы достигаем самой высокой результативности в работе, когда Я 1 затихает и не мешает работать Я 2. Об этом Голви подробно рассказывает в своей книге «Работа как внутренняя игра».
Чтобы прервать цикл самокопания, необходимо: 1) перестать оценивать свои действия, 2) довериться процессу естественного обучения, 3) взять ответственность за свой выбор в пользу обучения. Вроде бы просто, но на доверии многие ломаются, и ученики, и учителя. Как там нас научили: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»? А потом все эти мысли: «Ты мало делаешь», «Этого недостаточно», «Надо доработать» или «Это было ужасно! Больше так не делай» и кризисы, неуверенность в себе, эмоциональное выгорание.
Перфекционизм на минимум, найти баланс в количестве нагрузки и комфорте (высокая нагрузка и мало комфорта — усталость, низкая нагрузка и много комфорта — скука) и просто делать, без оценивания. Рецепт потока или включённости в любую работу прост. Прост на словах — добавила бы я от себя.
Ксения Лурье