Найти тему
Музеи Кремля

От жабо до модного фрака: мужская мода

Классический мужской костюм начала 18 века состоял из трёх частей: жюстокора (верхнего кафтана), веста (нижнего камзола) и кюлот (штанов до колен) и шился из дорогих тканей – бархата и шёлка. Эта тройка дополнялась комплектом нижнего белья - нижней рубашкой из полотна с кружевной отделкой – жабо, панталонами и чулками – белого, розового, голубого и даже ярко-красные цвета.

Кафтаны императора Петра II, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Кафтаны императора Петра II, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Рубашки императора Петра II, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Рубашки императора Петра II, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Чулки императора Петра II из французского шёлка, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Чулки императора Петра II из французского шёлка, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Кюлоты императора Петра II, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля
Кюлоты императора Петра II, 1729-1730 годы, Музеи Московского Кремля

Вплоть до конда 1770-х годов, то есть до конца эпохи Людовика XV, прозванной "Галантным веком", кавалеры носили парики (из натуральных волос или из окрашенного льна), пудрили и подкрашивали лица. Источники говорят, что «даже седые старики в те годы не стыдились наряжаться в розовое, желтое и попугайные зеленые цвета»! В зависимости от сезона обувались или в тупоносые туфли с пряжкой на высоком каблуке, или в сапоги-ботфорты. Особенно «авантажные» господа носили туфли на красном каблуке!

Портрет Карло Броски кисти Джакопо Амигони, 18 век
Портрет Карло Броски кисти Джакопо Амигони, 18 век

Набор необходимых аксессуаров составляли кружевное жабо, броши, запонки и булавки для галстуков, часы на цепочке, трость, лорнет, перчатки и шпага, которую носили на портупее. Прежние головные уборы эпохи Людовика XIV заменила шляпа-треуголка из чёрного фетра с богатой отделкой.

Новое слово в моде - специальная одежда для дома под названием шлафрок (от нем. Schlafen – "спать", Rock – "одежда"). Это халат, который носился мужчинами в благородных домах поверх рубахи и кюлот. Зимний шлафрок шили на меху.

Халат Петра II, Франция, первая четверть 18 века, Музеи Московского Кремля
Халат Петра II, Франция, первая четверть 18 века, Музеи Московского Кремля

В 1770-х годах "галантный" мужской костюм заметно изменился – он стал более сдержанным в плане кроя, отделки и цветов тканей. Кафтан стал напоминать фрак, а камзол - жилет. А Французская революция 1789 года окончательно изменила мужской гардероб: парики, кафтаны, жабо, кюлоты и чулки - символы Старого режима - остались в прошлом, мужчины стали носить брюки, ещё недавно считавшиеся атрибутом гардероба простолюдина, жилеты, фраки, отказались от ярких "женских" цветов – в моду входит чёрный цвет!

Александр Маккензи, сэр Т. Лоуренс, около 1800 года
Александр Маккензи, сэр Т. Лоуренс, около 1800 года

В первые десятилетия 19 века в Англии, Европе и России окончательно утверждается новый модный мужской костюм, призванный продемонстрировать "небрежную элегантность" – признак аристократичности нового века: длинные светлые брюки, рубашки со стоячим воротником и шейный платок, жилет контрастного цвета и фрак. Обязательные аксессуары – это трость или зонт-трость, цилиндр, перчатки и карманные часы на цепочке. Волосы стригли довольно коротко, бороды и усов все ещё не носили, зато стали отращивать бакенбарды.

Портрет Г. Н. и В. А. Олениных, К. Брюллов, 1827 год
Портрет Г. Н. и В. А. Олениных, К. Брюллов, 1827 год
Портрет писателя А. Н. Струговщикова кисти К. Брюллова, 1840 год
Портрет писателя А. Н. Струговщикова кисти К. Брюллова, 1840 год

В середине 30-х годов, после указа Николая I 1834 года, о котором мы расскажем чуть позже, военная форма была в очередной раз реформирована и мундир стал не менее шикарным и модным, чем "светский" костюм.