Я встретился с ней в вагоне поезда, отходившего в Новгород. Невысокая, худенькая, с копной темно-русых волос и внимательными голубыми глазами. Познакомились. Разговорились.
Нина Александровна родилась в семье учителя географии в небольшом уральском городке Троицке, который живописно расположился в междуречье Уйи и Увельки, чьи воды мирно несутся к матушке-Оби.
О начале Великой Отечественной Нина узнала на волейбольной площадке. Прибежала подружка-восьмиклассница, взволнованно прокричала:
— Девочки, война! Скорее слушать радио!..
Съежившись, припав к забору, она напрягла слух и на одном дыхании дослушала последние слова сообщения из Москвы: «Победа будет за нами!» А на другой день с подружками была уже в военкомате. Немолодой хмурый командир молча выслушал их и неожиданно спросил:
— Значит, сразу на фронт? А мамы-то, разрешили?!
Позади прыснули. Нина и подруги растерялись и умолкли.
— Идите-ка вы, дочки, по домам. Понадобитесь — позовем, а пока — кругом! Шагом марш!
Скомандовал так повелительно, что они разом повернулись и молча зашагали обратно.
В девятом классе Нина вновь пришла в военкомат. На этот раз ее зачислили на курсы медсестер. Занятия совмещались с учебой в школе. Частенько приходилось браться за носилки и выносить раненых из вагонов фронтовых летучек. А еще чаще прерывать занятия и спешить на колхозные поля — помогать управиться с урожаем...
В это время в городе появилась боевая дивчина в военной форме, с орденом Красной Звезды на груди. Фронтовичка рассказала девушкам о войне, о боевых друзьях, звала их к себе, в прославленное соединение.
У Нины уже была военная специальность. Она хорошо стреляла, ходила в активистках Осоавиахима. И вот ее заветная мечта осуществилась: в октябре сорок второго она прибыла» на Северо-Западный фронт к озерной красавице— реке Ловати, в районе Пустошково, в 126-ю отдельную стрелковую бригаду.
Сначала ее определили в медсанбат санитаркой, позже она стала хирургической сестрой. И наконец добилась своего — ушла в санинструкторы. Пульс боевой страды для нее сразу же участился. С этими смекалистыми, отважными парнями она попала в самое горнило войны. Вот тут-то и узнала, что значит быть полевым медиком в непрерывных схватках с врагом... В каких только ситуациях ей не доводилось спешить на помощь товарищам. Случалось, хрупкая на вид девушка взваливала на себя тяжелораненого бойца, который намного превосходил ее весом, и ползком вытаскивала его из огня. А затем возвращалась обратно, за очередным.
Нередко пробивалась она и к своему, оставшемуся лежать на нейтральной полосе, совсем близко от врага. Перевязав, чудом выволакивала на себе в расположение роты. Конечно, под покровом темноты. Ее «рабочая ночь» нередко растягивалась на 6—7 часов... И самой дорогой наградой для нее была щедрая солдатская благодарность и братская любовь отважных воинов.
Начались самые памятные ее боевые дела. Смоленск. Наша армия наступает. У санинструктора дел невпроворот. С трудом успевает Нина оказывать товарищам первую помощь на поле боя. Однажды, перевязывая очередного раненого, она услышала тревожный голос:
— Командир тяжело ранен. Санинструктора! Быстр-ре-е сюда!
Нина бросилась к комбату. Перевязав его, огляделась. Под ураганным огнем гитлеровцев солдаты лежали ниц... Нина ужаснулась: живы ли они?.. Вдруг до нее долетела приглушенная команда:
«Баталь-о-он, вперед!»
Нина повеселела:
«Значит, живы ребята! Живы! Но почему же они не встают в штыки?! Неужели и их пригвоздила к земле тяжелая рана комбата? Ведь срывается атака! Еще немного — и враг опомнится, соберется с духом... Тогда попробуй — возьми его...»
— Что уж со мною сталось в те секунды — сама не знаю,
— рассказывала мне Нина.
— Но я вскочила на ноги, выпрямилась во весь свой «великий» рост, повернулась к цепи и что было силы прокричала: «Бра-ти-шеч-ки! За мной, за Родину, впе-е-ред!»
Подняв руку с подаренным ей разведчиками крохотным трофейным пистолетом, Нина побежала вперед. За ней — остальные, на бегу слышалось:
«Молодец, дочка!», «Спасибо тебе, наша «скорая помощью, хорошее вливание нам сделала»...
Воздух содрогнулся. Прогремело мощное «ура».
И тут ее сильно ударило, обожгло бедро. Сраженная пулей, Нина упала. А батальон все развивал и развивал успех...
За этот подвиг в бою Нина Александровна Ремизова была награждена орденом Красной Звезды...
Герой Советского Союза Ник. НИКОЛЬСКИЙ