«У меня здесь не вечеринка с коктейлями. Я предпочитаю, чтобы люди уходили с моих шоу и их тошнило».
Александр Маккуин
Он заворачивал манекенщиц в целлофан, «украшал» их жакеты следами от автомобильных шин, выпускал их на подиум с обнаженной грудью, за что его стали называть хулиганом британской моды. Для Александра Маккуина мода была искусством, а не коммерцией.
«Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету (...) Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил».
Александр Маккуин
После окончания Колледжа Святого Мартина, где учился также Джон Гальяно, Александр Маккуин в качестве дипломной работы представил свою первую коллекцию: «Джек-Потрошитель выслеживает своих жертв».
Она привлекла внимание модного редактора и fashion-персоны Изабеллы Блоу, которая выкупила всю коллекцию.
На протяжении всей жизни эпатажная Блоу была его музой и вдохновляла дизайнера на столь провокационные коллекции.
Бамстеры
Во время показа этой коллекции модели выходили в брюках-бамстерах с ультранизкой талией, открывающей ложбинку ягодиц.
«Я хотел скорее удлинить фигуру, а не показать зад. Для меня эта часть тела не столько ягодицы, сколько нижняя часть спины — самая эротичная», — объяснял Маккуин свою выходку.
Именно Маккуин ввел в моду брюки и джинсы с заниженной талией, что определило целое поколение нулевых.
Изнасилованная Шотландия
Будучи шотландцем по рождению, Маккуин представил коллекцию «Изнасилованная Шотландия».
«Это шоу об изнасиловании Шотландии Англией. Я хотел показать, что война между шотландцами и англичанами была, по сути дела, геноцидом».
«Шотландия для меня — это суровое, холодное и ожесточенное место. Ненавижу, когда люди романтизируют ее. В истории Шотландии нет ничего романтического».
Вампиры
Маккуин задумывался о красоте вампиров до того как это стало мейнстримом c сагой «Сумерки».
Жанна д'Арк
Показ осень-зима 1998 был еще провакационнее. Он посвятил его католической мученице, крови и трагедиям. К образу Орлеанской девственницы в коллекции отсылали платья-кольчуги, к трагедиям — вещи с фотопринтами императорской семьи Романовых, к крови — красное кружево и красные контактные линзы в глазах моделей.
Перфоманс
На показе весна-лето 1999 Маккуин устроил перфоманс с балериной Шалом Харлоу и роботами, которые забрызгали ее белоснежное платье. Он стал данью абстрактному экспрессионизму Джексона Поллока.
На программирование роботов ушла целая неделя, но эффект стоил того.
Психбольница
Показ коллекции весна-лето 2001 года был чистой воды безумием: гостей рассадили вокруг зеркальной комнаты, имитирующей психбольницу, внутри которой дефилировали модели, изображающие душевнобольных.
Цирк
К теме цирка обращался не один модельер в истории, но у Маккуина на показе осень-зима 2001 это был цирк в стиле садо-мазо с латексом и скелетом (символ модного дома Маккуина), вцепившимся в ногу модели.