Найти тему
Век Вендинга

Причины медленного внедрения вендинговых автоматов в России

Оглавление

Объективно смотря на рынок вендинга в России надо признать, что торговые автоматы пока слабо конкурируют даже с ларьками и киосками. Во многих странах мира они уже давно готовят еду, продают одежду, делают маникюр и продают лекарства (не требующие рецепта). Почему так получается, что где-то автоматы пекут хлеб, варят лапшу, предлагают большой ассортимент продукции и услуг, а у же нас максимум предлагают кофе и готовые снеки?

Причины медленного распространения торговых автоматов

В Российской Федерации развитию вендинг-продаж препятствуют несколько факторов одновременно:

  • климатические условия;
  • психологические особенности пользователя;
  • неопределённость в законодательстве;
  • технические причины;
  • экономические причины;
  • недальновидность предпринимателей.

Все они вместе так или иначе затормаживают распространение вендинга.

Климатические особенности

У нас сложно установить вендинговый автомат на оживлённой площади с большой проходимостью, в холодное время года (довольно продолжительный период) он будет нуждаться в дополнительном обогреве, а значит затраты на содержание будут огромными. Пока там устанавливают сезонные устройства для продажи напитков (кваса, газировки). Всесезонные вендинг-машины стоят в помещениях: офисных зданиях, образовательных учреждениях, аэропортах и супермаркетах.

Психологические аспекты

В Россию вендинговые аппараты пришли в 1990-2000-е, времена кризисов и финансовой неопределённости. Люди не имеют привычки ими пользоваться, несмотря на богатый опыт использования советских автоматов у нас взаимодействовать с гаджетом могут только в случае продажи понятного продукта с заранее известными характеристиками. Именно поэтому снеки и напитки лидеры продаж через вендинговые машины. Купить продукт, который во время покупки нужно потрогать и попробовать нашему потребителю психологически сложно, даже если он стоит копейки. К тому же пользователи старше 40 лет нуждаются в общении, им нужны уточнения интересующих вопросов, компетентное мнение продавца или сотрудника компании, оказывающей услугу.

Аспекты в законодательстве РФ

Развитие продаж сдерживает и неопределённость в законодательстве. Новый закон об онлайн-кассах требовал оснастить каждую машину кассовым оборудованием. Предстояла технически сложная и финансово затратная процедура. Только летние поправки позволили соединять к облачной кассе несколько аппаратов сразу. Это сильно снизило расходы мелкого бизнеса, который обычно и пользуется торговыми автоматами.

Технические причины

Всего несколько лет назад у представителей вендинга были проблемы с покрытием мобильного интернета. Нередко настроить автоматический мониторинг своих машин они не могли, и нужно было лично контролировать уровень продаж на местах. Да и сейчас прямо в законодательстве есть упоминание регионов с проблемами со связью, правда вряд ли кто-то там захочет ставить вендинг-технику.

Экономические причины

До громадных валютных скачков торговые аппараты покупались за рубежом, из-за просадки рубля оборудование сильно подорожало, коммерсанты практически отказались от его закупки. Поэтому три года назад его начали интенсивно выпускать в России (сейчас доля отечественной техники на рынке достигает 50%). Но сдерживающий фактор развития в виде зависимости от импортных комплектующих остаётся. В современных российских реалиях установить нестандартный торговый автомат стоит существенно дороже и сложнее, чем нанять продавца. Устройство сложно, требует квалифицированного обслуживания, персонала, обучающего клиентов взаимодействию с техникой. Ввиду медленной окупаемости таких устройств их у нас применяют скорее для саморекламы, чем реально для продаж. Мы писали о Талицинском Молокозаводе в Екатеринбурге, космоеде «Главкосмоса».

Недальновидность

В своё время бизнесмены не оценили перспективы роста безналичных расчётов, когда в начале 2000-х закупали б/у оборудование за рубежом. Тогда безналичные расчёты уже применялись, у нас они были на уровне 1-10%. Но так как аппараты с картоприёмниками стоили немного дороже, их не завозили. В итоге всего за десятилетие уровень безналичных расчётов у нас поднялся до 50%. Появились люди, которые месяцами не пользуются наличными. Такого стремительного роста эквайринговых услуг никто не ожидал. К тому же нет у вендингового бизнеса желания банку платить комиссию за посредничество в каждой операции оплаты услуги.

Перспективы

Несмотря на массу сдерживающих факторов у нас в стране рост новых вендинговых аппаратов составил почти 130% (данные Национальной ассоциации автоматизированной торговли). Причём их распространение по стране неравномерное – на Питер и Москву приходятся почти 20% (из 217 тысяч).

Понемногу меняется культура потребления, подрастает новое поколение, которому комфортнее самообслуживание. Представители вендинга научились эффективно предлагать товары, например продукты питания. По оценкам аналитиков в ближайшие годы торговые автоматы существенно потеснят киоски в больших городах страны.

Подробнее читайте на портале Век Вендинга >>