Найти в Дзене

Немощный целитель, творивший чудеса

Оглавление

В конце 19 века в Азербайджане родился человек, благодаря которому сотни, если не тысячи людей обрели надежду на лучшее, получили исцеление, обрели уверенность в божественном провидении. Это был Мир Мовсум (Seyidəli Mir Abutalıb oğlu Mirmövsümzadə), ребенок из семьи сеидов, особо почитаемого рода мусульман-шиитов.

Это были годы тяжелой поступи советской индустрии первых пятилеток. В такой суровой среде вырос человек, которому суждено было стать легендой, целителем недосягаемого для многих знахарей и травников уровня.

Многие источники утверждают, что в младенчестве Мир Мовсум получил какую-то травму, потерял много крови, и потому его парализовало. Но правдивее выглядит версия, что маленький Мир Мовсум перенес полиомиелит, последствия которого почти обездвижили его навсегда.

Первые четыре десятка лет он мог еле-еле передвигать ногами, опираясь на руки помощников, но затем ослаб и уже не вставал до конца жизни.

Некоторые источники утверждают, что даже скелет Мир Мовсума имел особую эластичную структуру, и будто его конечности были мягкими на ощупь, словно резиновые. Утверждать это наверняка не буду, так как в этом случае у человека непременно возникли бы критические проблемы с дыханием и положением тела в прострастве, а Мир Мовсум прожил несколько десятков лет, и мог сидеть без посторонней помощи на стуле.

Целительство и чудеса Мир Мовсума

О деятельности в плане целительства и помощи в сложных делах Мир Мовсума известно следующее. Во-первых, статус сеидов в шиизме — это всегда особо почитаемые люди. Сеидам принято делать щедрые подношения, чтобы они помолились за просителей, и это уже глубокая традиция в исламе. Во-вторых, глубоко религиозной эта семья была лишь в тесном семейном кругу, а сам Мир Мовсум охотно помогал и славянам, и армянам, и евреям — в то время в крепостной части центра Баку уже был советский интернационал.

Все, что делал Мир Мовсум — это благословение или угощение. Посетитель входил в комнату, где сидел целитель (обязательно с родственником или помощником, который интерпретировал его ответы кивками или взглядом), просил или спрашивал, и получал либо одобрительный ответ (целитель кивал и слегка улыбался), либо — кусочек пищи со стола целителя, к которой он прикасался.

Можно даже сказать больше — если бы не советская система дискредитации веры, то Мир Мовсум привел бы в ислам тысячи людей. Своим примером он являл олицетворение реально миролюбивого и порядочного мусульманина, не имевшего неприязни к людям по признаку иного вероисповедания. Неприязнь завистников и большевистских стукачей Мир Мовсум вызывал тем, что ему беспрерывно несли все — от дефицитного продуктового набора, и до золотых украшений.

Почему была возможна неприкрытая религиозная деятельность в Азербайджане 30-х, в в период подрывов и разрушения церквей в славянской части СССР — это отдельная тема. Не так просто было сломать архаизм во взглядах мусульман Востока, чтобы превратить их в индустриальную машину, в пролетариат без духовных ценностей. И с первого по последний день советской власти в Азербайджане, все 70 лет, ни одни похороны (азербайджанцев) не обходились без традиционного мусульманского обряда погребения.

К сожалению, агрессивная советская политика подавления религиозности населения не оставила выбора ни журналистам, ни писателям из современников Мир Мовсума. О нем нельзя было писать ничего и никуда — ни художественных произведений, ни заметок в СМИ. Все дошедшие до наших дней сведения о событиях, связанных с этим человеком, преимущественно народные, передающиеся из уст в уста. Но ряд случаев, которые связаны с личностью Мир Мовсума, напрямую связаны с органами власти СССР, и отчеты о них по сей день хранятся в госархивах (по-видимому, в архивах НКВД, в ЦА МО в Подольске).

-2

Мир Мовсум и советская власть

В суровые 30-е годы, когда сталинизм набирал силу во всех структурах, один из партийных деятелей ЦК Азербайджана решил поднабрать политического веса путем «разноса», дискредитации деятельности «некоего сеида Мир Мовсума» на очередном собрании. Как только он произнес имя Мир Мовсума в унизительной, оскорбительной форме, дыхание у него перехватило, и он начал задыхаться. Некоторые источники утверждают, что помимо вынужденного прекращения выступления, этому политику пришлось отправляться к самому Мир Мовсуму за исцелением. Бледного партийного оратора привезли к дому Мир Мовсума в исторической части Баку, в крепости, где ему дали кусок хлеба из тарелки целителя — и он тут же порозовел, ровно задышал, и тихо попросил прощения.

В суровые военные годы НКВД решило нагло и цинично обобрать семью Мир Мовсума, для чего им потребовалось вызвать на «допрос» самого целителя. Схема была известной — запугивая население карой за преступления в военное время, органы добивались «активной» и «добровольной» системы сдачи золота на нужды фронта.

Когда фининспекторы подъехали на служебной машине к дому Мир Мовсума, то водитель-азербайджанец, сотрудник НКВД, даже под угрозой немедленного расстрела отказался помочь вывести и усадить в машину Мир Мовсума. Пришлось вызывать вторую машину. Но когда вывели из ворот немощного, старого к тому времени, уважаемого и почитаемого азербайджанца, мотор машины беспричинно заглох и больше не завелся.

Целителя оставили в покое, но только физически. Эти документальные отчеты стали известны многим, и машина репрессии с того дня завертелась. Мир Мовсуму пришлось вплоть до мая 1945 года сдавать государству все золото, которое ему приносили в качестве подношений. Говорят, на его средства был построен не один танк.

Последние годы жизни Мир Мовсум проводил все так же тихо и безропотно, сидя на своем жестком стуле, и время от времени принимая посетителей.

В 1950 году его не стало, и картина похорон Мир Мовсума по сей день вызывает благоговейный и внушающий веру в божественную силу трепет у людей. Это была дань такого уважения, которое сложно описать словами. Десятки тысяч человек пришли проститься с Мир Мовсумом, процессия растянулась на несколько километров.

Сухие строки в Википедии говорят о том, что его похоронили в поселке Шувеляны, неподалеку от семейной дачи. И что погребальные носилки на руках люди несли из крепости (Ичери Шехер). Обывателю это мало о чем говорит. Но длина этого пути — 35 километров. Ни один советский правитель не был похоронен с таким человеческим уважением, как Мир Мовсум Ага.

Последние годы жизни и кончина Мир Мовсума

В период с 60-х и по самое начало 90-х о Мир Мовсуме говорили лишь на народном, фольклорном уровне. Так сложились обстоятельства (или это было сделано умышленно), что прямо напротив его могилы на кладбище в Шувелянах был пионерский лагерь «Маяк», и советская антирелигиозная пропаганда делала все, чтобы меньше всего люди обращали внимание на скромное захоронение через дорогу.

Усыпальница над могилой Мир Мовсума в Шувелянах. На снимке слева виден грузовик, рядом с деревом, за которым - бывшая территория пионерского лагеря
Усыпальница над могилой Мир Мовсума в Шувелянах. На снимке слева виден грузовик, рядом с деревом, за которым - бывшая территория пионерского лагеря

С развалом СССР могила Мир Мовсума постепенно превратилась в настоящий религиозный центр, а над его скромным надгробием возвели мавзолей. Сюда приходят поклониться памяти Мир Мовсума, солнца шиитского мира, который помогал при жизни, и продолжает помогать после смерти. Здесь принято оставлять подношения для бедных, заказывать убой жертвенных животных. И это все — поклонение богу, так как ни один шиит не молится камням или умершим людям, осознавая прекрасно бесцельность таких обращений.

Если вам понравилась статья, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал "Восточная сказка"!