Найти в Дзене
Газета Солидарность

Как поддержать занятость после пятидесяти

Оглавление

В обращении президента России, посвященном пенсионной реформе, особое внимание было уделено политике защиты занятости лиц предпенсионного возраста. Дискуссия развернулась сразу же. Оно и понятно: при быстро меняющихся требованиях к квалификации, изменении структуры занятости, робототизации и автоматизации производства вообще непросто сохранить рабочие места, а тут задачка - посложнее бинома Ньютона. Ведь для формирования аде- кватной политики занятости лиц в возрасте 50+ надо разбираться в причинах сокращения их занятости.

Главный фактор, ограничивающий занятость лиц в возрасте 50+, - нехватка рабочих мест. И главная задача государства в этом направлении - создание условий для роста занятости.

Но есть еще ряд факторов, требующих особого подхода. И зарубежные, и российские исследования показывают основные причины ограниченного найма работников категории 50+: стереотипы у работодателей при восприятии профессиональных и личностных характеристик лиц старшего поколения; отсутствие у этих лиц нужных профессиональных навыков; наличие рабочих мест в районах, удаленных от места проживания пожилых работников. А есть еще и личные причины: состояние здоровья, необходимость ухаживать за нетрудоспособным супругом и т.д. Но это не повод делать вид, что рынок все расставит по местам. Он так может расставить, что мало не покажется.

А что же можно предложить? Первое - государство должно изменить подход к формированию культурного кода: человек в возрасте 50+ должен рассматриваться как особая ценность.

1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

Органы власти всех уровней должны создавать условия, чтобы специалисты в возрасте 50+ продолжали работать. И вот какие меры можно предпринять:

- формирование при каждом органе экспертно-консультативных советов из числа специалистов категории 50+ со стажем не менее 25 лет (для старта нужен указ президента с примерным положением о функциях и порядке отбора в совет). В функции совета должно входить обсуждение принимаемых органом власти решений. Члены совета должны входить в состав коллегий и высших совещательных органов (комиссий, президиумов и т.п.);

- внесение в госреестр должностей государственной гражданской службы должности “эксперт-консультант” (в ряду ведущих, главных и высших групп должностей). Должность предлагается специалистам со стажем госслужбы не менее 25 лет, которые обладают высокими профессиональными навыками. Срок контракта - до достижения установленного пенсионного возраста;

- формирование волонтерских групп поддержки из пенсионеров (ассоциации ветеранов ведомств), продолжающих участвовать в работе органов власти на добровольных началах;

- размещение на сайтах органов власти информации о лучших работниках категории 50+;

- публичное выдвижение на получение государственных и ведомственных наград работниками в возрасте 50+ (в первую очередь из категории “специалисты”).

2. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 50+

Речь идет о государственных организациях и компаниях с госучастием. Особую роль в борьбе за занятость лиц в возрасте 50+ должна сыграть исполнительная власть, управляющая бюджетными организациями, поскольку больше 14 млн человек работают на бюджетные деньги.

Так, органы исполнительной власти, в ведении которых находяться бюджетные учреждения, должны провести работу по повышению конкурентоспособности персонала категории 50+: подготовить программы повышения квалификации для таких работников в каждой бюджетной организации; провести семинары с кадровыми службами, разъясняя необходимость сохранения работников в возрасте 50+; при оптимизации и принятии мер для повышения эффективности организаций рассматривать работников в возрасте 50+ как основной резерв обеспечения кадрами; из числа таких работников большим стажем в отрасли сформировать в каждом учреждении Совет экспертов, участвующий в организации работы; сформировать межвозрастные команды специалистов и руководителей в организациях; размещать информацию о достижениях работников в возрасте 50+ на сайтах организаций.

Министерства и ведомства, осуществляющие в акционерных обществах полномочия собственника от имени государства, должны выработать директивы для советов директоров по стимулированию занятости работников категории 50+.

В контракты руководителей бюджетных организаций, АО с решающим голосом государства в качестве показателей эффективности включить показатели, показывающие развитие занятости специалистов в возрасте 50+.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОПАГАНДА

По телевидению можно увидеть что угодно, но много ли передач, формирующих уважительное отношение к работникам старших возрастов? Отговорки, что это “неформат”, “некассово”, должны уйти в прошлое. Если хотим менять отношение - его надо менять, и роль пропаганды в этом трудно переоценить.

Так что делать-то? А вот что: создать программы для пропаганды профессиональной успешности лиц 50+; сформировать игровые команды программ на ЦТ с участием лиц разных поколений; проводить чемпионаты мастерства для лиц категории 50+; выделять гранты на создание фильмов, пропагандирующих опыт лиц старшего поколения.

Окончание следует

Александр Сафонов, доктор экономических наук