Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

Павел Грудинин: «Россия стала страной продавцов и чиновников!»

Директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин об «импотентах» в правительстве, «плевках в кастрюльку» Западу

«У МЕНЯ ТОЧНО ТАКАЯ ЖЕ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ, КАК У НЫНЕШНЕГО ПРЕЗИДЕНТА»

— «В декабре я думал, что выборы будут честными. Но власть сильно испугалась. Знаете, как испортить свое прошлое? Согласиться стать кандидатом в президенты. Узнал о себе такое, чего не слышал никогда», — сказали вы на митинге 10 марта. Что для вас стало новостью?

— Например, то, что у меня какая-то недвижимость за границей. Кстати, я разговаривал с другими кандидатами, не буду называть фамилий, — у них реально есть недвижимость, счета за границей, но об этом ничего не рассказывали. Зато всех моих друзей проверили по три раза, тогда как друзей других кандидатов никто не проверял.

Единственным, против кого собиралась информация и отдавалась Life, был я. Я много нового о себе узнал! Оказывается, я живу на две семьи.

— Я понимаю, что это личный вопрос. Но ведь вас же в аморальном поведении обвиняли...

— Как только мне такой вопрос задали, я сказал, что у меня точно такая же семейная ситуация, как у нынешнего президента. Это спасло меня ненадолго, но все равно начали об этом писать, надо же что-то подкидывать в «топку». Но это все неправда. Правда в том, что я не живу с бывшей женой уже 9 лет. А то, что она не хочет развода, — ее дело.

Вы поймите, я живу здесь, в небольшом поселке, а тут про директора совхоза знают все и всё. Это никакая не новость для тех, кто меня знает. Ведь мои дети тоже живут здесь. А вот подать информацию по-разному можно. Просто я думал, что у них хватит ума не делать этого. Все же интересуются личной жизнью президента, губернатора, кандидатов. Как себя ведут в быту Жириновской, Сурайкин и другие... Зачем об этом?

— Ну все знают про кооператив «Озеро» и виолончели.

— Вот видите. Я считаю, что в аппарате работали против Путина. Мне кажется, не надо было трогать семьи, детей, имущества, родственников. Мне один кандидат сказал: «Ты что, думаешь, у меня счетов за границей нет?» Я говорю: «Понимаю, что есть». Но он был согласованным кандидатом, а я — нет.

— Так вы успели все-таки все счета перед выборами закрыть?

— Да, и они прекрасно знали, что счетов на тот момент не было. Другое дело, что есть временные отрезки. Что считать моментом закрытия счета? День, когда ты написал заявление? А это было еще до Нового года, и один банк успел закрыть счета до 28 декабря. Другой банк ушел на каникулы 24 декабря, а 5 января написал мне, что процедура началась и счета закрыты. Вы знаете, что такое швейцарская банковская система и тайна банков в Швейцарии?

— Нет, не знаю. Расскажите.

— И я ничего не знаю про это. Но оказывается, что никакой банковской тайны не существует. Вы можете закрыть счета в 2016 году, но вас за это будут наказывать спустя два года. У нас в стране интересное законодательство: ты всегда неправ. К моменту регистрации я выполнил все нормы закона. Тогда зачем надо было устраивать из этого шоу? В ЦИКе точно знали, что я счета закрыл, а то, что им прислали из банка, — это внутренние счета банка. Там так и было написано. Но те сделали вид, что не могут прочитать. Уже потом я в налоговой инспекции доказал, что прав, передо мной даже извинились. Но все это было уже после выборов. А до этого все делали вид, что ничего не понимают.

— Когда пошли на выборы, догадывались, что столько грязи на вас выльют?

— Никто не ожидал, что будет такая грязь. Все же обещали честные выборы. Вы же верите людям? Но честные выборы не предусматривают истории, когда тебя приглашают поговорить в ЦИК, а вместо этого ты попадаешь в объективы телекамер. Ведь они заранее пригласили центральные телеканалы и организовали скандал. Я принес в ЦИК документы, доказывающие, что счета закрыты. Надо было лишь перевести письмо, нотариально заверить и отдать в налоговую инспекцию. Мне в ЦИКе говорят: «Вот вы идите в налоговую инспекцию и сдавайте. Мы же от нее получаем документы, а не от вас». Я туда и направился, но выход оказался перекрыт, так что из здания можно было выйти только через  журналистов. Тогда мне стало ясно, что ЦИК работает не по букве закона, а как один из филиалов оппонента.

— Кто конкретно, на ваш взгляд, все это заказал?

— А я не знаю, кто заказал. Можно догадываться. Но мы называем это одним словом — власть. Власть это заказала. А кто во власти — второй вопрос. Кто может дать команду пограничникам 20 минут держать меня на выходе с паспортного контроля, чтобы Life успел добежать и снять меня? Только власть может дать команду центральным каналам, только власть может дать команду ФСБ, только власть может дать команду судам, которые принимают удивительные решения. Только власть может дать команду ЦИКу, как себя вести. И все это складывается в понимание, что ты борешься с властью.

«СЛУШАТЬ СУРКОВА — ВСЕ РАВНО ЧТО ТРЕТЬЕКЛАССНИКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ РАССКАЗЫВАТЬ ПРО УСПЕХИ В ЗООТЕХНИКЕ»

Павел Николаевич, после всего произошедшего на выборах вам не страшно жить в таком государстве?

— У нас недавно тут собирался совет экологического конгресса. Одна девушка рассказывала о ситуации в Находке. Представляете, из порта сейчас везут огромное количество угля в другие страны! Но во всех странах мира уголь грузится закрытым способом, а в Находке — открытым. И угольная пыль лежит слоем на детсадах, школах, количество больных раковыми заболеваниями увеличилось за год на 30 процентов. Люди дышат угольной пылью. Эта женщина говорит, что уже все испробовали: по 8–10 тысяч выходили на митинги, их хватали, сажали в тюрьму. Они четыре года борются с этим. Задайте ей вопрос: вам не страшно жить в этой стране? В Конституции записано, что источник власти — народ, а народ не может ничего сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку. Как вы помните, прошлый год был Годом экологии, но все прошло без изменений. Олигархи и чиновники зарабатывают деньги на здоровье людей.

А за две недели до этого, когда я еще был кандидатом, у меня тут сидела женщина из Воронежской области и рассказывала страшные вещи о том, что превышение радионуклидов в Хопре — уже в пять раз, потому что одному олигарху хочется никель добывать и вывозить на Запад. А этим людям не страшно жить в стране?

А человеку, которого замучили в застенках в Санкт-Петербурге? Его изнасиловали, пытали и убили. Ему не страшно было жить в этой стране? Всем должно быть страшно, но ведь все мы как-то живем.

— Не у всех есть возможность сбежать отсюда.

— Я здесь, вместе с вами. Никуда не денусь. И дети мои здесь живут, ходят в наш детский сад. А есть чиновники, у которых квартиры по 500 квадратных метров, которые работают в правительстве и получают доход под 3 миллиарда рублей. А олигарх кто?

— Говорят, что вы.

— Основная масса людей, на которых опирается власть, — это либо запуганные, либо те, которые думать не умеют. Но постепенно люди прозревают. Маловероятно, что в обществе, где огромное количество бедных, голосуют за власть. Но есть, конечно, страна в Африке, там Мугабе по 80–90 процентов получал (Роберт Мугабе был президентом Зимбабве с 1987 по 2017 год, свергнут в результате военного переворота — прим. ред.). Что потом с ним было, мы знаем. Были люди, которые всегда получали по 80 процентов. Это Хосни Мубарак, Саддам Хусейн. Где они сейчас? Мы же все-таки Европа. Так давайте по-европейски жить.

— Кстати, а где наше место в мире? В недавней статье Владислав Сурков предрек России сотни лет геополитического одиночества, отметив, что и на Западе нас не понимают, и на Восток идти не стоит.

— Кто такой Сурков? Великий мыслитель? Может быть. Деятельность Суркова как раз и привела к тому, что Россия находится в нынешнем положении. Конечно, можно рассказывать о суверенной демократии, программе-2020. Кстати, когда я еще был в «Единой России», то участвовал в разработке программы-2020, но меня никто не слушал, а слушали Суркова. Что в результате у него получилось с Россией? Россия — уважаемая держава на мировой арене? Россия — экономически сильная держава? В России есть справедливость? Чего добился Сурков? Кто он такой? Мы можем цитировать Чубайса, Грефа, Кудрина, Суркова, но какой в этом смысл? Через несколько лет они умрут, потомки их проклянут.

Слушать Суркова — это все равно что третьеклассника, который будет рассказывать про успехи в зоотехнике, про прекрасных коров и ветеринарную службу. А рядом будет сидеть настоящий зоотехник, который всю жизнь проработал с коровами, и думать: «Мальчик не дебил, но какой-то странненький». Когда я Суркова читаю, слушаю, то думаю: «Кто такой?» Так что все эти политологи, сурковы... Результат их деятельности мы видим каждый день, заходя в поликлинику, общаясь с чиновниками, проезжая по дорогам России. Даже уже Казахстан и Беларусь — державы, которые уходят из геополитической орбиты России. И в этом всем виноваты такие, как Сурков.

— Все-таки обычно считают, что все решает одно лицо, причем это не Сурков.

— Одно лицо ничего и никогда решить не может. Например, я директор совхоза, у меня большое хозяйство, вдруг нам приходит штраф. Оказывается, что мои ребята решили перекопать  дорогу в лесу: штраф — 250 тысяч рублей. Если бы они перекопали дорогу на нашей земле, то не было бы ничего, а так они влезли на лесные земли, формально они неправы. Это директор им сказал сделать? Нет. Но кто виноват? Директор. Думаете, что первое лицо отдает дурацкие команды, которые приводят к нежелательным последствиям?

«ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ ВСЕГДА ЧТО-ТО МЕШАЕТ. НАДО СНАЧАЛА НАУЧИТЬСЯ ТАНЦЕВАТЬ»

Конфронтация с Западом у нас нарастает. По-вашему, можем ли мы в принципе быть союзником Запада или же обречены быть вечным его противником?

— Вы замужем, у вас есть свекровь. Представьте, что вы будете приходить к ней домой, плевать ей в кастрюльку и говорить: «Любимая свекровь, у нас же с тобой все нормально». Первый раз она скажет: «Ты ошиблась, наверное, не надо было себя так вести». Второй раз она просто на порог вас не пустит. Так если вы хотите, чтобы к вам хорошо относились, наверное, надо и самим хорошо относиться к каким-то людям. Согласны? Не надо себя выпячивать, даже если у вас ядерная палица есть, вы должны себя вести прилично. Они, конечно, тоже не ангелы, у них свои тараканы в голове. Но не давайте повода своей свекрови относиться к вам плохо. А уж если она поведет себя плохо, тогда у вас будет возможность либо быть великодушной и простить, либо, наоборот, что-то ответить. Мы же ведем какую-то странную политику: хотим, чтобы к нам все относились хорошо, а сами ведем себя так, как хотим, потому что у нас есть ядерная палица. Так же не делают. Надо уважать своих сторонников и даже противников.

Поэтому я считаю, что мы многое сделали неправильно. Уж если ты сказал А, то делай Б. А кто, между прочим, согласился на то, чтобы Ливию разбомбили? А кто сдал Ирак? Кто свернул свою ядерную программу, уничтожил ядерный потенциал? А кто отдал Китаю огромную территорию? А кто принял закон, что у нас есть территории опережающего развития, которые фактически отдают на 75 лет иностранным державам вместе с населением? Это разве сделали враги, это происки США? Плохому танцору всегда что-то мешает. Надо сначала научиться танцевать. Так что я считаю, что у нас огромное количество ошибок во внешнеполитической деятельности и это уже нельзя не замечать. Меня же всегда интересует результат. А что у нас в итоге? Перечислите-ка всех союзников России, на кого можем положиться.

— Сомневаюсь, например, что мы можем положиться на Китай...

— Китай, этот «великий дракон», — наша геополитическая ошибка. У него в приоритете только свои интересы. Судя по всему, надеясь на дружбу с Китаем, мы многое потеряем. Мы все продаем Китаю, но денег не получаем.

— То есть вы считаете, что разворот на Восток — ошибка?

— Это не просто ошибка, это будущая катастрофа. Если вы выпьете денатурат, то умрете не сразу. Но вы уже выпили, и вы уже обречены. Примерно то же самое с Китаем. Не нужно никуда поворачиваться, надо повернуться внутрь страны, а не к Китаю. Надо развивать собственное производство. А Китай еще похлеще европейцев. Те со своей толерантностью могут что-то простить, а китайцы не простят. Они уже залезли к вам в кровать и готовы выкинуть вас оттуда. Им нужен только повод, а его они найдут. Мы можем потерять территории побольше, чем Крым.

«С ЕГО ДЕНЬГАМИ ГРЕФ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОСТРОИТЬ ТЫСЯЧУ ШКОЛ»

— Вы говорите, что нужно повернуться внутрь. Считаете, что можно сделать всю Россию подобной вашему совхозу — территорией социального оптимизма. Но Россия — страна большая, а ваш совхоз совсем небольшой...

— Какие ресурсы у совхоза?

— Кстати, говорят, что вы в основном не на клубнике зарабатываете...

— Неважно, на чем мы зарабатываем. Но вы же не спрашиваете «Норильский никель», почему он до сих пор не сделал Норильск таким же, как совхоз имени Ленина. У него же доходов в миллионы раз больше, чем у совхоза! Посмотрите: такая же земля с такими же людьми. У нас в совхозе сохранилось производство, мы производим в пять раз больше, чем тогда, когда я стал директором. Мы модернизировали производство, не брали кредитов, но денег хватило на все: и на модернизацию, и на увеличение производства, и на детские сады, и на школы, и на пенсионеров. Так почему в стране этого нельзя сделать?

— Я вас и хочу спросить, в чем причина. Нет желания?

— Конечно. У нас в совхозе нет принципа «воруй — и будь что будет». Поэтому мы пришли надолго и работаем для жителей и развития производства. Как-то к нам приехал [Герман] Греф, когда мы строили школу. Он тоже возводил свою и приехал посмотреть. Он был восхищен, я это видел. Вышел на третий этаж, а у нас оттуда вид на поля с земляникой: «О! Какой вид классный, у меня такого вида нет». Я говорю, что мы производим землянику. А Греф что делает? Наживается на высоких процентах? Создал ипотечную систему, в которой только банк выигрывает всегда? Тогда он сказал мне: «Мы строим школу на свои деньги». А я ему ответил: «Вы думаете, мы за чужие? Мы тоже за свои деньги строим школу». Но только деньги его и деньги наши сравнивать трудно. С его деньгами Греф должен был построить тысячу школ. У него даже годовая зарплата больше, чем мой доход за 100 лет.

В России чего не хватает? Денег? Деньги точно есть, иначе не покупали бы чиновники себе яхты как сумасшедшие. Людей нет? Люди есть, нормальные, толковые. Земля? Есть. Чего нет? Желания. Вы же можете своим специалистам поставить задачу быстро все растащить, можете поставить задачу работать на совхоз, а можете сказать, что главное — это обогащение. Так какое у нас в стране построили общество? Общество потребления. Наша страна стала страной продавцов и чиновников.

— И охранников.

— И силовых структур. Раньше было иначе. Люди работали и зарабатывали деньги, уважали себя. Спросите у своей мамы, была ли раньше уверенность в завтрашнем дне, в том, что в больнице помогут. Мама вам ответит: «Лена, я хочу вернуться в Советский Союз».

А что же такое было в Советском Союзе, чего нет сейчас в России? Те же самые полезные ископаемые, те же самые люди, те же самые климатические условия. Но денег хватало, чтобы помогать развивающимся странам, содержать Совет экономической взаимопомощи и все эти сателлиты, производить огромное количество различной продукции, создавать заводы, фабрики, иметь бесплатную медицину, образование. Мы же в космос летали, перекрывали реки, строили электростанции. Все нас уважали. Денег хватало, чтобы перевооружить всех своих союзников. Тогда что изменилось за эти годы?

— Территория стала меньше.

— Все союзные республики, особенно Узбекистан, Туркменистан, жили за счет России. Мы им деньги направляли, чтобы они там нормально жили. Латвия, Литва, Эстония, Молдавия — все это были территории, которые за счет России, Украины, Белоруссии неплохо жили.

— И чего же сейчас нет?

— Идеология власти изменилась. Все ругают КПСС, а в ее программе было записано, что главной задачей партии является повышение материального благосостояния советского народа. Воровать не давали. Все знали, что секретарь райкома имеет на что-то право, но если превысит полномочия, то его быстро секретарь обкома уберет. А тот, в свою очередь, боялся ЦК, где сидели люди, которые прошли путь от рабочего до члена политбюро и работали на страну. Да, у них были привилегии, но по сравнению с теми, что есть у нынешних чиновников... Тогда пенсия у бабушки была 120 рублей, а у этого зарплата в 600–800 рублей. Но такого разрыва в доходах, как сейчас, не было.

Китайцы нас почему обогнали? Они дали возможность малому и среднему бизнесу развиваться, но крупные стратегические отрасли оставили за государством. Они не выпустили из рук тарифы, а малый и средний бизнес начал работать и завалил весь мир китайскими товарами. А мы в этот момент с 20 процентами [доли в мировом] ВВП ушли до 2 процентов, поскольку олигарху обязательно надо купить еще одну яхточку, ведь бедный руководитель госкорпорации не может без 2 миллионов рублей в день, а вице-премьеру нужно построить дачу в 3 тысячи квадратных метров. Без этого они, оказываются, не могут. Тогда же была система: высунулся с богатством — и тебя не стало. А мы сейчас не можем побороть коррупцию, бедность. Мужчина, который хочет, но не может, — импотент. Так что в правительстве собрались импотенты. Они «хотят», но ничего не «могут». А что же тогда эти «импотенты» делают в правительстве?

К сожалению надо признать, что огромное количество наших сограждан участвовали в процессе фальсификации выборов. Ведь нельзя фальсифицировать без избирательных комиссий, без тех людей, которые пошли и по 2–3 раза проголосовали, без полицейских, которые все видят, но закрыли глаза, без прокуроров, без этих политологов, которые несут всякий бред, без продажных «журналистов», которые рассказывают то, чего нет. Например, Петр Толстой заявил, что надо лечиться корой дуба. Я посмотрю, когда его близкий человек будет умирать, а он к нему придет с корой дуба вместо американского лекарства, которое у нас производить, к сожалению, не могут.

У нас в стране создали такую экономику, которая обслуживает власть. Группа холуев даже не понимает, что делает, а потом бежит и просится улететь за границу на операцию. Видите ли, у них денег много. Так пойдите и попробуйте потратить их на российскую медицину. Попробуйте здесь организовать нормальное медобслуживание, когда к тебе приходят и говорят: бинты импортные, шприцы импортные. А что у вас отечественное? Руки. Правда, катетер в вену поставить не могут. А ведь это дипломированный специалист, заплатил за свое обучение, но зато диплом есть. Хотите попасть ему в руки?