Домбай – популярный горнолыжный курорт, воспетый ещё Юрием Визбором. Летом же здесь можно отдыхать, гулять по горным тропам, заниматься альпинизмом. Посёлок расположен на территории Тебердинского заповедника, не уступающего своей привлекательностью многим национальным паркам в Патагонии, например. Однако, Тебердинский заповедник нельзя назвать «юзерфрендли». Во-первых, здесь орудует ОПГ «Лесники». Это такое полулегальное бандформирование, которое на каждом выходе из посёлка установило контрольно-пропускные пункты и с каждого проходящего срубает деньги на то, чтоб тропа не протаптывалась.
Стоимость прохода – от ста рублей с человека. Мелочь, скажите вы, а неприятно. Кроме того, за КПП, скорее всего, вас будет ждать пыльная дорога, которая вскоре закончится шлагбаумом и извещением о том, что дальше располагается пограничная зона, нахождение в которой разрешено только при наличии соответствующего пропуска. Пропуск оформляется в управлении ФСБ по Карачаево-Черкессии гражданам РФ от 3 до 30 дней (как повезёт), иностранным гражданам вроде меня своё путешествие нужно начинать планировать хотя бы за три месяца, потому что срок оформления погранпропуска – 60 дней. И, судя по тому, что они его действительно оформляют так долго, могут найти причины и для отказа.
Во время этой прогулки нам повезло (пропуска всё еще оформлялись, а мы гуляли и акклиматизировались) – достопримечательность, к которой мы шли, оказалась по нашу сторону от запрещающих знаков.
Синие щиты извещают о начале пограничной зоны.
А вот и сама «Чёртова мельница». Горная река плавно переходящая в водопад.
И закручивающаяся в узком извилистом каньоне.
Итак, вернёмся к Домбаю. Зимой тут, особенно в последнее время, наверное, не протолкнуться от лыжников, летом же сезон затишья, только на выходные приезжают местные из Карачаевска отдохнуть на природе.
В день приезда мы под моросящим дождём прогулялись вдоль первой очереди кресельной канатки, уткнулись в очередной забор лесников и пошли обратно в посёлок.
В посёлке действует пара старых больших советских отелей, в которых летом от силы горит 5 окон по вечерам, и куча маленьких гостиниц-кафе.
Мы заселились в квартиру (двушка по 1000р в сутки) и для акклиматизации отправились покорять горнолыжный склон Муссы-Ачитары.
Отсюда открывается отличный вид на Главный Кавказский хребет. А это мы уже выбрались на вершину и заглянули в соседнее ущелье в сторону Эльбруса.
Горы.
А вот и легендарная «тарелка». Каждый, кто бывал в Домбае, хотя бы слышал о ней. Находится рядом с верхней станцией маятниковой и новой канатки.
Следующий день мы провели на озере Туманлы-Кёль в ущелье реки Гоначхир, это на противоположном склоне горы, на которую только что сходили.
На въезде в ущелье стоит пост лесников-разбойников, собирающих по 150 рублей с человека, а сразу за озером расположился шлагбаум и пограничная зона.
Вот в эту красоту людей без пропуска не пускают.
После такого отдыха, мы были готовы к настоящему альпинизму. Отправились на восхождение первой категории сложности на пик КАП. Об этом я уже рассказывал.
Ну, а позанимавшись спортом, можно продолжить отдых. Едем отмокать в озере Кара-Кёль в Теберде.
Следующее наше восхождение было на Сулахат – лежащую женщину.
Снова подъём в 3 часа, снова страдания, но зато на привале черника и восход солнца.
Вид в сторону Аксаутского ущелья с ног Сулахат.
А тут видна Белалакая и маленький пик КАП под ней, на который мы ходили в прошлый раз.
Работаем на маршруте.
После этого маршрута я умаялся так, что больше уже точно не хотел никакого альпинизма.
Погода была того же мнения, поэтому ближайшие несколько дней мы по ночам наблюдали за молниями, а днём вглядывались в периодически растворяющийся в тумане лес.
За день до отъезда погода наладилась, и мы решили сбегать ещё и на пик Семёнова-Баши. В этот раз я предусмотрительно фотоаппарат оставил дома, ведь страдать без лишних полутора килограмм за спиной намного радостнее. Это был отличный маршрут с классными видами.
Хотите их увидеть тоже? Поезжайте в Домбай!