Мне 15 лет, я родился в России. Здесь я ходил в детский сад и школу до 3-го класса. Мне вспоминается русская школа как строгая и что была большая нагрузка, в том числе и домашнего задания. Но это не значит, что не бывало весёлых экскурсий и уроков – я наслаждался такими редкими случаями.
В начале 3-го класса, в октябре 2011 года, я переехал в Соединенные Штаты Америки. Мы с мамой и младшей сестрой сели на поезд и отправились в Москву. Потом летели на самолёте в Вашингтон. Это был мой первый полёт. Я немного нервничал, но зато вид был такой красивый: зелёные поля, густые леса, бесконечное синее море, полярные края, покрытые снегом, а над облаками – яркое золотое солнце, освещающее горы белого пуха. В Вашингтоне мы сели на второй самолёт в Миннеаполис, где нас встретили бабушка и дедушка.
После того, как мы прожили в Америке один месяц, у меня был выбор – остаться или уехать обратно в Россию. Я выбрал остаться, а значит – мне надо было идти учиться. В первый день я был изумлён, насколько отличалась школа от русской. Помещение было очень светлое, стены завешаны плакатами, на которых были изображены правила математики или английского, а на некоторых даже просто комиксы. На партах – наклейки-шпаргалки, напоминающие, как пишутся буквы и числа. В классе была электронная доска и ещё две по сторонам, для маркеров. Обучение не было строгим, тебе не «вдалбливали» информацию в голову, всем студентам давали шанс понять то, что они учат. На физкультуре тоже было гораздо веселее. В России большую часть времени мы делали упражнения, а если оставалось время, играли. В Америке всё наоборот – немножко упражнений, а потом до конца урока физические игры.
Я был в начальной школе до конца 4-го класса. Потом вместе со всеми моими одноклассниками поступил в среднюю школу. Тут стало немножко посерьёзнее. Оценивали, сколько классного задания ты выполнил, домашней работы сделал и какие баллы получил на контрольных. В целом в Америке школьная программа болee «расслабленная», чем в России. На уроках мозг не «закипал», домашнего задания почти не задавали, часто проводились интересные события, и учителя во всём нам помогали.
Мы жили в штате Миннесота, это самый север США, на границе с Канадой. Природа там похожа на Карелию. На северо-востоке штат граничит с самым большим в мире озером Верхним (Lake Superior). Что мне понравилось, погода там экстремальная – летом бывает плюс 40, а зимой минус 40.
Сам город Миннеаполис тоже интересный. Я ходил в Музей науки и искусств, бывал в университетском городке, катался на велосипеде в парках и гулял в центре, разглядывая небоскрёбы.
В конце 7-го класса с моим школьным оркестром поехал в Чикаго – выступать в Полевом музее естественной истории, где находится скелет самого большого тираннозавра рекса в мире по имени Сью.
В Америке жилось легко и хорошо почти пять лет. Но когда 7-й класс закончился, мы с мамой и сестрой переехали в Финляндию. Вскоре я узнал, что там лучшая система образования в мире. Из-за этого я немного нервничал, думая, что будет очень сложно в школе.
Я поступил в Международную Школу Вантаа (в Столичном районе Хельсинки – Прим. авт.). Оказалось, я был не прав, наоборот – в Финляндии получать образование ещё легче, чем в России и Америке. Все могут учиться в своём темпе. Классы здесь небольшие, 15-25 студентов, а преподаватели не строгие. Домашнего задания задают очень мало, обычно, только если ты не закончил работу на уроке или трудишься над проектом, которых у нас много.
Что вправду делает финскую систему образования лучшей в мире – так это то, как учителя оценивают учеников. Примерно 60% зависит от контрольных, 20% – от классной работы и оставшиеся 20% – от домашнего задания. Но главная часть оценки зависит от учителя, баллы и проценты только для справки! Он учитывает, как ты относился к уроку, старался ли изо всех сил и просто, в общем смысле, хорошим ли ты был студентом? Например, по баллам ты получил восьмёрку (оценивают в Финляндии с 4 до 10, 4 – значит, ты завалил предмет. – Прим. авт.), а учитель заметил, что ты очень старался, с энтузиазмом относился к предмету, тогда очень вероятно, что восьмёрка станет девяткой. Ещё замечательно то, что финское государство даёт возможность иностранцам изучать язык своей страны – например, я изучаю русский язык в школе как родной.
В Финляндии я уже полтора года, и здесь многое впечатлило меня. Хотя мы живём в Хельсинки, столице и самом большом городе страны, вокруг моего района чистый и красивый лес. Там можно найти чернику, красную смородину, землянику и малину, а ещё есть болото, где растет морошка! Представляете, всё это в десяти минутах ходьбы от моего дома – просто рай! В целом природа похожа на Карелию: сосны, берёзы, камни, мох и вода. Погода, особенно осенью, хмурая и с холодным ветром (от Финского залива). Солнечные дни бывают с мая по июль.
Центр Хельсинки как миниатюрный Санкт-Петербург. Недалеко от него расположена старая крепость Суоменлинна, построенная шведами в 1748 году. Там до сих пор можно увидеть гигантские 5-метровые пушки, которые установили в XIX веке, когда Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1991 году крепость стала объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Я рад, что мне выдалась такая возможность в жизни – учиться в трёх странах, посмотреть на мир с нескольких точек зрения и подружиться со многими людьми. Учиться мне больше всего понравилось в Финляндии, думаю, что продолжу получать здесь образование. Был рад поделиться опытом и надеюсь, позволил вам представить, какой мир большой и разный. А также важно не забыть, кто вы, и хранить свои традиции.
Спасибо! Thank You! Kiitos!
Гриша ТОРКЕЛЬ, Международная школа Вантаа, Хельсинки
Фото из личного архива автора