От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
Из окон самого известного ЖК в районе станции метро «Парнас» видно не только пустыри и мусор, но и частные и малоэтажные домики поселка Торфяное. Все это — малая часть поселка Парголово, история которого началась еще 500 лет назад. На его территориях отдыхали и жили графы, деятели культуры и искусства. «Карповка» осмотрела относительно новую территорию на границе поселка и нашла там блеск и нищету.
Историю Парголово связывают с именами Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, графов Шуваловых, Пушкина, Грибоедова, Римского-Корсакова и даже шведского короля Густава-Адольфа. Официальной датой рождения поселения считают его упоминание (селения Паркола) в Новгородской Окладной книге Водской пятины за 1500 год. Однако царское прошлое касается в основном территории Шуваловского парка.
Территория, по которой прогулялась «Карповка», вошла в состав исторического района 1-ое Парголово в середине XX века. Это Ново-Парголовская колония и поселок Торфяное. С Петербургом район слился в 1954 году. Спустя 14 лет территорию исключили из списков населенных пунктов — она окончательно превратилась в северные окраины Ленинграда.
Активно район начал развиваться после открытия здесь станции метро в 2006 году. Если 200 лет назад самой высокой точкой была насыпанная при Екатерине II гора Парнас, то теперь все уголки поселка можно разглядеть из окон многоэтажек. На относительно небольшом участке строятся или уже построены десяток жилых комплексов. Самый крупный и известный из них — ЖК «Северная долина» с жильем для 80 тыс. человек.
В 2016 году жители ЖК и застройщик сильно обиделись на блогера Илью Варламова за то, что он прозвал Парнас гетто. Журналист уточнил, что до Мурино, Купчино или Гражданского проспекта микрорайону еще далеко. Однако, по его прогнозам, через 15–20 лет ЖК обветшает и район станет «легендарным гетто Питера».
Местные жители ответили Варламову, что в этот район людей насильно не тянут, а по некоторым параметрам он лучше благоустроен, чем старые советские кварталы города. Жители верят, что в будущем здесь построят больше детских садов, школ, больниц — нужно только подождать.