Для многих земляков Турция — это Анталья на олинклюзиве, Мармарис на яхте и Стамбул на выходные. О существовании другой — будничной — Турции мало кто задумывается. А она есть. Только делать там особо нечего.
Во-первых, конечно, потому что языковой барьер
Оговорюсь, что я сейчас про север страны, где порты, порты, порты и никаких куроротов. В Анталии, наверное, всё по-другому. Но дорога в Болгарию у меня лежала через север Турции, о нём и речь.
Я не встречал более недружелюбной к случайному прохожему страны, чем Турция. Даже в Грузии населённые пункты/развязки/указатели переведены с местной вязи на латиницу. В Турции же даже буклет с описанием правилами пользования платными дорогами — только на турецком.
Ещё весь север Турции — это порты
И Стамбул, который тоже порт. Для туристов есть другие берега: у Эгейского и Средиземного морей. Что до побережья Чёрного, то курортов почти нет, пляжами пользуются преимущественно местные.
О туристах тут вообще, по-моему, не думают: опять попеняю на слабую навигацию (вся на турецком), нулевое знание языков у персонала (кроме турецкого), минимум сетевых отелей (не считая турецких).
И это характерно даже для крупных хабов вродеТрабзона и Самсуна, где, казалось бы, если и не туристический, то бизнесовый трафик присутствует, а инфраструктура и персонал должны быть готовы к визиту иностранцев. Но нет: «Моя-твоя-шайтана-лысого», пусть и с приветливой улыбкой.
А самый мрак, конечно, на отшибе, где-нибудь неподалёку от грузинского Вале. Там приходится изъясняться на пальцах и молиться, чтоб GPS не облажался с выбором маршрута. Потому что дорогу показать будет некому.
А вот дороги там шикарные
Хочется выть от зависти: везде отбойники, разметка, освещение. Единственное, что бесит, — шумовые полосы, альтернатива «Лежачим полисменам». Они нужны для снижения скорости, но их так много, и даже на минимальной скорости машину постоянно трясет, а тебя преследует навязчивый гул.
Зато не страшно ехать хоть всю ночь: платные магистрали большей частью освещены, а на региональных дорогах каждый изгиб, каждый маневр подсвечен и промаркирован.
Лимиты скорости жесткие, но необязательные, культура вождения примерно нулевая: повернуть с крайнего левого ряда шестиполосной магистрали направо — нормальная история. Валить 140 под знаком 70 — тем более. Ездят с божьим благословением, не иначе.
Отдельная фишка и гордость — многочисленные тоннели и мосты протяженностью от километра до двадцати. Многие (включая еще один мост через Босфор) построены при Эрдогане, то есть свежепрорубленные и свежевозведенные.
Местный автопарк преимущественно старый. Тот, что не старый, весьма бюджетный, но при этом пестрый. Напоминает микс нашей Азиопы и полноценной Европы. То есть, с одной стороны, куча бюджетных седанов типа «Логана» и «Соляриса» (тут — Symbol и Accent соответственно), но при этом не меньше хэтчей В- и С-класса, которые у нас вымерли как вид, минивэнов и «каблучков» (FIAT, Citroen, Dacia).
Страна мусульманская, но светским заветам Ататюрка тут до сих пор верны. В отличие, например, от арабских стран даже пение муэдзина не всегда услышишь.
Современная жилая архитектура и застройка типична для Юго-Восточной Европы, если бы не пара но: города многоуровневые, жилые кварталы раскиданы с подножия горы до вершины. Причем на верхотуре могут располагаться не только малоэтажные домишки, но и вполне себе жилые высотки.
Ещё там дёшево
На фоне Болгарии это прямо бросается в глаза: рубль к леву ослаб как-то сильнее, чем к лире. Для россиян и до летнего обвала турецкой валюты все было дешево: двухлитровая бутыль колы вдвое дешевле нашего, помидоры-овощи тем более. А уж после девальвации россияне могут кутить на все.
Только негде.
Подпишись на канал, чтобы узнать ещё больше об отдыхе на Балканах! И за лайк отдельное спасибо :-)