Автор материала – Юрий Куроптев
В микрорайоне Вышка-II реконструируют здание, в котором располагается ДК «Металлист». На его фасаде располагается советская фреска, выполненная в стиле сграффито. Сейчас фасад облицовывают плиткой. Собственник здания говорит, что фреска культурной ценности не представляет. В краевом центре по охране памятников сказали, что здание не входит в реестр объектов культурного наследия. А искусствоведы уверены: фреска — наследие советского модернизма.
— Поздно я увидел красноармейцев и космонавта, там ещё символ Родины. Так бывает, когда ходишь каждый день и не замечаешь ДК «Металлист». Сайдинг — наше фсе. Он всё закроет — и Родину, и космонавта, — написал на своей страничке в «Фейсбуке» пермский журналист Ярослав Богдановский и прикрепил фотографию, на которой можно увидеть строительные леса и облицовочную плитку, которая скрывает нижнюю часть советской фрески.
Чуть больше года назад журналист интернет-журнала «Звезда» Иван Козлов прогулялся по микрорайону Вышка-II и сделал репортаж. «Первый интересный объект на нашем пути — ДК „Металлист“, — написал он в статье. — Сам ДК более чем заурядный, зато его стену украшает монументальное панно, выполненное в технике „сграффито“. Отлично, ещё один объект в коллекцию».
На центральной части монументального панно — женщина, которая держит ребёнка (привет, Леонардо!) в левой руке, а правой обнимает мальчика. Они стоят на дороге (жизни), над ними развевается легкая ткань, а вверху парят птицы, устремляясь в небо — к солнцу. Справа и слева композицию обрамляют мужские образы. Слева — красноармеец и воин Великой отечественной. У первого в руках винтовка, у второго — за плечами автомат. Справа — космонавт и учёный, который сосредоточенно смотрит на шарообразные колбы в левой руке.
«Содержательная программа сграффито характерна для эпохи 1970-х — начала 1980-х годов: на ней объединяются темы исторического революционного прошлого, победы в Великой отечественной войне, освоения космоса, достижения науки и идея гуманизма, воплощённая в центральной фигуре композиции — образа материнства и детства, — говорит кандидат искусствоведения, доцент ПГНИУ Анна Суворова. — Идеологический контекст эпохи позднего „застоя“ смещает акценты со строительства недостижимого коммунизма на победы советской науки и общечеловеческие, вечные темы».
Здание ДК «Металлист» принадлежит АО «Пермский завод „Машиностроитель“». В девяностые годы завод не отказался от ДК. Сейчас там проходят корпоративные и культурные мероприятия для заводчан и жителей района, работают детские кружки.
По словам директора ДК «Металлист» Марата Саттарова, никакой исторической и культурной ценности фреска не несёт. Её сделали заводские художники-любители.
«Разрушается основа фрески, её нет смысла восстанавливать, — рассказал интернет-журналу директор ДК. — Относительно в хорошем состоянии находится центральная часть композиции, но сверху и снизу фреска разрушается. Поэтому её точно также закроют, как закрыли и другие советские фрески в Перми».
Решение о реконструкции здания принял собственник здания. По словам заместителя генерального директора по развитию инфраструктуры и капремонту АО «Пермский завод „Машиностроитель“» Виталия Волчека, зданию ДК почти 60 лет. Клуб был построен ещё до того, как был передан в собственность заводу (сам завод был запущен в 1967 году, то есть 51 год назад). ДК строили энтузиасты из некачественных материалов, поэтому здание нуждается в ремонте.
Кто является автором фрески, Виталий Волчек не знает, но говорит, что она была на фасаде здания всегда.
«Мы обращались к людям, которые имеют искусствоведческое образование, они сказали, что эта советская фреска не представляет культурной ценности, — сообщил он интернет-журналу „Звезда“. — Восстанавливать её дорого. Но мы её сфотографировали. Кому надо, покажем фотографию. Если бы это была доска, я бы её отвинтил и передал в музей».
В реестр краевого центра по охране памятников здание ДК «Металлист» не занесено. Это значит, что оно не является памятником федерального или регионального значения, а значит, и не подпадает под защиту.
На условиях анонимности сотрудник краевого центра по охране памятников рассказал интернет-журналу «Звезда», что многие фрески и сграффито в Перми уничтожаются, потому что не имеют статуса памятников. Однако «охранную грамоту» советские фрески могут получить.
— И как это сделать?
— Процесс можно инициировать, например, это можете сделать вы, журналисты, — рассказали в краевом центре охраны памятников. — Для этого нужно собрать об объекте исчерпывающие материалы, доказывающие, что фреска имеет культурное и историческое значение. И предоставить их нам.
По словам сотрудника, часто такие фрески художники создавали как шабашки, поэтому никакой культурной или исторической ценности они не имеют.
«Многие художники хотели просто заработать, поэтому брали заказы на создание монументальных панно с пропагандистскими сюжетами, — рассказали нам. — Но даже имени своего не хотели оставлять под такими работами».
Искусствовед Анна Суворова с этим не согласна.
— То, что такую фреску создали «заводские художники», — это легенда, — считает она. — Эскиз делали профессиональные художники. Это очень симптоматичная работа и по смыслам интенция, и по языку. В духе рубежа 70-80-х. Она, безусловно, имеет региональную ценность.
По её словам, стилистический язык монументального искусства этого времени связан с контекстом позднего модернизма.
«Художники очень сильно стилизуют фигуры, используют приёмы монтажа в композиции. Образность и стилистические приёмы этого монументального объекта очень похожи на сграффито жилого дома по улице Крупской, выполненного выдающимся пермским монументалистом Рудольфом Пономарёвым: вытянутые по вертикали фигуры выстроены в фронтальный ряд, тонкий рисунок абрисов фигур не разрушает предметной формы, но при этом обладает монументальной условностью, в композиции символическое и предметное сочетается с абстрактными формами».
Анна Суворова уверена, что наследие советского модернизма Перми необходимо сохранить. Однако сейчас у города нет ресурсов, чтобы даже его изучить. В прошлом году она пыталась получить региональный грант Российского гуманитарного научного фонда на исследование монументальной живописи, чтобы составить реестр авторов и сохранности этих объектов. Однако этого сделать ей не удалось.