Далеко не каждый город в России может похвастаться тем, что пережил вторжение американцев. Хабаровск, как выяснилось, может. Узнал я об этом совершенно случайно. Но история уникальная.
Итак, ровно 100 лет назад - в ночь с 4 на 5 сентября 1918 г в Хабаровск вошли войска атамана Ивана Калмыкова. Вслед за ним - японские и американские интервенты. Город встретил их хлебом и солью. Буквально.
- На вокзале их приветствовали от имени горожан представитель городского управления Сергей Бабиков с красивой окладистой бородой и представитель хабаровской интеллигенции Марк Азадовский, который позже станет крупным советским учёным, - рассказал местному изданию историк Алексей Колесников.
Причина простая: Хабаровск был городом купеческо-чиновничьем. Большевики сюда пришли только весной 1918. И местным они не нравились.
И вот утром 5 сентября в Хабаровск вошла конница атамана Калмыкова. За казаками - японская кавалерия. А за ней - части американского экспедиционного корпуса. Кстати, русских вперёд пустили специально - местным показывали, будто местные силы освобождают свою землю от большевиков, а заграничные союзники их поддерживают. И это сработало.
Радовались хабаровские обыватели недолго. 10 сентября японцы и отряд американского 27-го полка Wolfhounds (гончие) прошли по главной улице города победным маршем. Жители приветствовали, восторженные женщины дарили цветы.
В итоге вместо порядка, которого ждали от новой власти, хабаровачне получили режим, по сравнению с которым, большевики показались им раем на земле.
Калмыков, например, отметился расправой над пленными австро-венгерскими музыкантами (этнические немцы попали во время Первой мировой войны в лагерь под Хабаровск и застряли). Их по его приказу расстреляли и даже, вроде бы, сбросили в Амур со знаменитого хабаровского утёса. Чем ему помешали музыканты, доподлинно неизвестно. По одной версии, на них донесли, как на приверженцев большевистских взглядов, по другой - все началось с бытового конфликта в кафе.
Известно также, что атаман разграбил шведское отделение Красного Креста, а под памятником партизанам лежат кости сотен простых обывателей, которых грабили и расстреливали под прикрытием борьбы с «красной заразой».
Калмыков как бы представлял правительство Колчака, но от Сибири, где был руководитель, отделяла Амурская область - она была за большевиками. В казаки атаман вообще попал по подложным документам.
Уходить интервенты начали спустя полтора года. Первыми свои войска вывело руководство США - там поняли, что большевики побеждают. А вот японцы покинули Хабаровск и его окрестности только к концу октября 1920 года. И до этого еще успели отметиться знаменитым Николаевским инцидентом.
Из воспоминаний очевидца: «Нас окружили японцы и разоружили. Всех одетых в военную форму они поощрительно хлопали по плечам и приговаривали: «Наша солдат, ваша солдат, все равно братка», нам же, рабочим, присоединившимся к бойцам в нашей обычной одежде, они, угрожая, говорили – «Это бурсука (большевик) – все равно собака», стали бить нас прикладами».
Кстати, Хабаровском японская интервенция не закончилась. Они отошли в Приморье, где просидели до 1922 года. Но это уже совсем другая история.