Понятие «Булат» включает в себя немалое количество разнящихся по цвету, узору и характеристикам булатных сталей. Только в Индии и Персии в зависимости от способа и места изготовления выделяли несколько десятков сортов булата.
По окончанию Бухарской экспедиции 1814 г. полковник Бутенев в статье «Оковке булата в Бухарии» указывал, что в Бухаре высшими сортами булата считались симдани, газгани, гунеужевгар (новый алмаз), наурис (нейрис) и хорасан. К низшим относились мишеди (из Мешхеда), гиндустани (новый индийский булат), собсидар (зеленый) и гиндустани ахак. При этом бухарцы предпочитали округлые и правильные узоры угловатым, иранские булаты – индийским, а старые сорта – новым.
Большинство булатных клинков названо по местности, где их создавали, а отличить их можно было по узору. К низшим сортам принадлежали сирийские булаты наурис и шам, элиф стамбул, которые имели мелкий прямолинейный узор, серый или бурый грунт, а так же египетский баяз и буйад стамбул, хотя узор у последних мог быть струйчатым.
Под булатами среднего качества следует понимать идийские сари, гинди, кум-гинди и иранский бедр со средним и крупным волнистым узором, в котором преобладали кривые линии на буром и черном грунте.
Высоким качеством отличались иранские хорасан и табан с крупным сетчатым и коленчатым узором на темном фоне с отливом.
К булатам высочайшего качества относились кара-табан и кара-хорасан («кара» означает «черный») со сложным сплетением узоров в виде узких лент или волокон некруглого сечения, четко выступающих на темном грунте с золотистым отливом.
При определении качества булата следует руководствоваться некоторыми правилами:
Чем больше точек и поперечин, четче и крупнее узор и темнее фон, тем выше достоинство стали. Качество и форма узора свидетельствуют о структуре металла и о том, как клинок ковали. Цвет узора и фона говорит о химическом составе стали.
По характеру звона определяется монолитность булата. Чистый и долгий звон свидетельствует о целостности клинка, о том, что нет трещин и разрывов. Если разница в составе соседних слоев велика, металл расслаивается – звук получается низким и недолгим, так как гасится при переходе через границы слоев.
Виктор Викторович Кузнецов в своих статьях дает следующие инструкции к проверке качества булата:
"Первая проверка – замер плотности: она должна быть не ниже 7,8г/см3. Плотность стали – 7,8г/см3. Замер плотности сделать нетрудно при наличии безмена (кантора): подвешиваем слиток, взвешиваем и записываем – 4,0кг. Опускаем слиток в воду, взвешиваем – 3,5кг. Первую цифру делим на объём вытесненной воды 4,0 : 0,5 = 8, это и есть плотность (пример абстрактный).
Вторая проверка: надпилите слиток болгаркой с отрезным диском 2,5мм. с двух сторон, а посередине оставьте столбик шириной в 5мм. Переломите ударами ручника и внимательно рассмотрите кристаллы. Во-первых, они должны быть белыми, если есть чугунная серость, даже пятнами – это грязный булат. Во-вторых, они длинные – 10-12мм., может быть не все, но большая часть. Чистый булат переламывается не сразу, а со второго, третьего перегибания.
Третья проверка: отполировать срез, посмотреть в 20-ти кратную лупу. Если зёрна окружены блестящей каймой ледебурита – хорошо, если кайма чёрная – это сульфиды железа.
Последняя проверка: протравите отполированный срез HNO3 (5%) несколько минут, если появились чёрные точки – булат грязный. Если булат прошёл все испытания на отлично, то он куётся легко, даже при С=3,0%."
К сожалению, большое количество рецептов превосходных сортов булата много веков назад было безвозвратно утеряно. Только сейчас благодаря современным технологиям и сохранившимся образцам удается приоткрыть тайну их производства. Но полностью повторить индийский, иранский или хотя бы аносовский булат пока не удалось.