Найти тему
БИЗНЕС Online

«Это укладывается в кодекс «пацанской этики», которой привержен Путин...»

Кто может быть настоящим адресатом видеообращения главы Росгвардии Виктора Золотова и стоит ли в этой ситуации Алексею Навальному принимать вызов на дуэль, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов:

«ЭТО УКЛАДЫВАЕТСЯ В КОДЕКС «ПАЦАНСКОЙ ЭТИКИ», КОТОРОЙ ПРИВЕРЖЕН ВЛАДИМИР ПУТИН»

Кто может быть настоящим адресатом видеообращения главы Росгвардии Золотова и стоит ли в этой ситуации Навальному принимать вызов на дуэль, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов:

Станислав Белковский — политолог, политтехнолог, публицист, автор еженедельной программы «Белковский. Прямая линия»:

— Настоящий адресат этого обращения – Владимир Путин, президент Российской Федерации, перед которым Золотов должен показать, какой он крутой. Это укладывается в кодекс «пацанской этики», которому привержен Владимир Путин.

Но с точки зрения законов PR я утверждаю, что это абсолютно контрпродуктивно, потому что он этим пиарит Навального, а не самого себя — Золотова. Потому что Золотов перед Навальным выглядит как мальчишка. Вместо того чтобы следовать базовому закону PR и игнорировать то, что тебя не устраивает, он выводит на новый информационный уровень, на новый энергетический уровень те обвинения, которые Навальный ему предъявил. Никто бы и не знал об этих обвинениях, если бы он о них не упомянул.

К чему все это приведет? К дальнейшей дискредитации власти. Потому что в сознании генерала Золотова нет причинно-следственной связи между репутацией отдельных представителей власти и власти в целом. Поэтому он так и делает.

Сегодня, после слов Золотова, репутация Навального и так укрепилась на два порядка. Навальный эту дуэль уже выиграл. Выиграл заранее, из-за не вполне умной позиции генерала армии Золотова. Вспомните библейскую историю о Давиде и Голиафе о том, что всегда Давид побеждает Голиафа. Но мы еще не слышали, чтобы Голиаф победил Давида, никогда.

А стоит ли Навальному принимать вызов на дуэль... Как политический консультант на пенсии я следую принципу не давать советов, о которых меня не просят и за которые мне не платят. Я не могу давать советы Алексею Анатольевичу, поскольку он их не просил и он за них не платил. Но если бы гипотетически он меня попросил о совете, я бы на его месте сказал следующее: «Я прощаю генерала Золотова. Он выглядит жалко и унизительно, но я великодушен настолько, что я его прощаю».

Эдуард Лимонов — писатель, политик, создатель запрещенной партии НБП, председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Да, я краем уха слышал что-то по радио. Это вы, журналисты, все выискиваете блох и делаете из мух слонов, ищете какие-то глубокие мысли. Я же думаю, что просто человек решил осадить Навального, потому что Навальный действительно наглец. И просто выбрал такую форму, вызвав его на дуэль. Я не сторонник теории заговоров и смотрю на вещи, исходя из моего жизненного опыта. Я не вижу здесь чего-то необычного. Я думаю, что здесь все просто. Золотов – простой человек, с простыми поступками, бывший охранник.

Навальный, хоть он высокий и крупный, не выдержит драки. Он хлипкий для достаточно тренированного Золотова. У меня такое впечатление, что Золотов до сих пор тренируется в боевых искусствах, каждый день занимается в спортзале. Он просто накостыляет Навальному, и все. Навальный явно не победит. Но если он хочет проявить себя как храбрый человек, не умеющий драться, но выходящий отстоять какое-то количество раундов, то это как-то укрепило бы его имидж. Несмотря ни на что, даже если бы и проиграл Золотову, он показал бы, что не испугался, умеет держать удар. И если бы этот бой состоялся, я бы для зрелищности разбил его на раунды, как в боксе.

Но я не знаю, как поступит Навальный. Скорее всего, уклонится от этого поединка. Но на его авторитете среди сторонников это никак не скажется. Не настолько все взвешивается до последнего пера из подушки. У него и так не самая отличная репутация, его многие свои же либералы не выносят. Поэтому что ему репутация? Но он, скорее всего, на этот бой не пойдет. Уклонится под каким-нибудь благовидным предлогом. Я не придаю этому значения. Все это возня мышиная...

«БЫЛО БЫ СТРАННО И СМЕШНО, ЕСЛИ БЫ НАВАЛЬНЫЙ СОГЛАСИЛСЯ ПОЙТИ НА ЭТОТ ПОЕДИНОК

Владимир Рыжков — российский политик:

— Во-первых, это совершенно неприемлемая ситуация для цивилизованной политики. Я не могу себе представить, чтобы в какой-то стране, где работают законы, руководитель силовой структуры публично предложил набить морду представителю оппозиции. Это свидетельство абсолютного бескультурия, беззакония и дискредитация российской власти.

Второе — мы стали свидетелями применения стратегии, направленной на измельчение образа Алексея Навального. Тот же прием использовал и Алишер Усманова, когда сказал «Тьфу на тебя». Поэтому фраза «Я тебе морду разобью» — пример той же стратегии по занижению образа и политического масштаба Навального.

Третье — это отражение позиции силовиков в духе «чего с ними церемониться», «печень размажем по асфальту» и пр. Это стратегия силового подавления любого инакомыслия. Алексею Навальному не надо принимать этот вызов, его репутация не пострадает, он должен показать, что он выше этих людей. Они позволяют себе абсолютно гопнические и бескультурные заявления, их надо переводить в содержательную плоскость. Если у Навального есть доказательства коррупции в Росгвардии, ему надо представить доказательства — и тогда Золотов будет поставлен перед фактами, подозрения в которых стали поводом для его выступления.

Николай Сванидзе — журналист, историк, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

— Видите ли, «не прощают» другим способом. Для того чтобы не прощать, не нужно демонстративно вызывать соперника на какой-то непонятный поединок, не нужно так долго оправдываться, оскорблять. Ведь там есть элементы оскорбления, в этом обращении, самого Навального и Ходорковского, который вообще к этой истории никакого отношения не имеет. Все это очень уж развернуто и очень уж эмоционально для Виктора Золотова, неожиданно для меня. У него, как и у всех наших элитных силовиков, а он один из самых элитных, есть возможность показать силу Навальному, не выступая в том качестве, в котором он выступил.

Поэтому я думаю, что это не демонстрация, и это, конечно же, не обращение к Навальному. Я думаю, что главный адрес его обращения — это бойцы Росгвардии. Потому что разоблачение Навального предназначалось именно для многих тысяч бойцов Росгвардии, которым было сказано: «Вас грабят. На ваши деньги жируют ваши командиры». И я думаю, что это обращение могло разойтись среди бойцов Росгвардии, и это достаточно для руководства этой организации. Поэтому я думаю, что главный адрес, главная цель этой акции Золотова – это его подчиненные.

Принимать этот вызов или не принимать – это вопрос к самому Навальному, конечно. Я никаких рекомендаций не даю. Но было бы смешно, если бы Навальный согласился на этот вызов. Хотя он и моложе возрастом, но они в совершенно разных возрастных категориях. Золотов вышел из ФСО, он профессионально занимался стрельбой, единоборствами и так далее, и у меня нет никаких оснований полагать, что Навальный здесь может составить ему конкуренцию.

Да и с какой стати он должен на это соглашаться? Было бы странно и смешно, если бы он согласился пойти на этот поединок. Вообще это был бы смешной поединок, просто цирковой номер. И, разумеется, не только потому, что Навальный вряд ли может составить конкуренцию Золотову чисто физически. Но почему он вообще должен соглашаться на такие вещи?! Мало ли кто и что его вызовет и что ему предложит? А если его профессиональный лучник вызовет на соревнования по стрельбе из лука? Почему он должен на это соглашаться? У каждого есть свое поле деятельности и свой ринг, в котором он силен. Ринг Навального – поле права и поле публичной политики, разоблачение коррупции. Он адвокат, он юрист. На этом поле он и выступает. И конечно, он вправе оставаться на этой площадке. Я думаю, он найдет способ или формулы для того, чтобы отвергнуть это приглашение к поединку, не будучи при этом обвиненным в трусости. А сами по себе подобные вещи — это немножко детский сад.

Насколько я помню, последние политические дуэли были в России в начале ХХ века. Я вас отправляю к повести Куприна «Поединок». Но дело не в том, прошли эти времена или не прошли, а в том, что сейчас такие вызовы на дуэль воспринимаются как цирк. Если бы это был поединок хотя бы между более-менее равными соперниками, между людьми, ни одного из которых нельзя заподозрить в том, что он заведомо сильнее, в бою по тем правилам, которые он предлагает. Вот если бы было предложение бросить жребий и кому выпадет жребий, ну не знаю — удариться головой об стену, тогда это было бы на равных. А так...

И, честно говоря, вызовы на поединок никогда не бывали такими многословными — ни в России, ни во Франции, ни в Италии, ни в Англии, ни в Штатах – это все страны, где такие поединки были распространены, где политики дрались между собой на дуэлях. Вызов на поединок всегда очень краток, он не сопровождается дополнительными оскорблениями или оправданиями, развернутыми объяснениями и так далее. И в данном случае получается, что к классической благородной дуэли, как мы ее привыкли воспринимать, это все не имеет никакого отношения.

«ЗОЛОТОВ И ВСЯ СИЛОВАЯ ЭЛИТА ВЫСТАВИЛА СЕБЯ СОВЕРШЕННО В ИДИОТСКОМ СВЕТЕ»

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Репутация по таким вопросам восстанавливается в суде — это первое. Второе: реакция Виктора Золотова — это рефлексия, которая на руку господину Навальному, и с этим, к сожалению, ничего не поделаешь. И Навальный обязательно использует это обстоятельство. Конечно, он ни в коем случае не будет выходить на поединок с Виктором Золотовым, но использует данный вызов в соцсетях для того, чтобы поиздеваться над главой Росгвардии. Цель следующая: вывести его из состояния душевного равновесия, чтобы все дальнейшие действия в адрес Алексея Навального – будь то будущие задержания, аресты, информационная компания против него — списать на личную заинтересованность Виктора Золотова на этот счет. То есть Навальный очень хорошо сейчас прикроется этим обстоятельством и в дальнейшем попытается списать любые свои невзгоды на личную месть главы Росгвардии. В этой связи у меня возникает вопрос: у главы Росвардии есть советники, которые предупредили бы его о подобного рода исходе?

Алексей Макаркин — первый вице-президент центра политических технологий:

— Я думаю, что это обращение – инициатива самого Золотова, и я думаю, что его адресатом являются Навальный и российское общество в целом. Глава Росгвардии хочет показать себя офицером, следующим дворянским, офицерским традициям, человеком чести. И хотя в разные эпохи отношение к дуэлям в нашем обществе было разное, но при Александре III в российской армии дуэли были разрешены. И Золотов таким образом хочет показать, что он хочет защищать свою честь, что Навальный нечестен, что Навальный его оклеветал, а он офицер и человек чести. Но получилась такая ситуация, что, во-первых, дуэли никогда не превращались в боксерские или борцовские поединки. Для этого использовалось огнестрельное или холодное оружие. И предложенный вариант борьбы — это стилистика не дуэльная, это стилистика Золотова, стилистика современного человека, которого обидели, оскорбили, и он говорит: «Пойдем выйдем, разберемся по-мужски». А это традиция совсем другая.

А второй важный момент состоит в том, что дуэль всегда была поединком равных, ну с какими-то нюансами. Ну например, если брать Францию, то Д'Артаньян мог драться на дуэли с другими мушкетерами или с гвардейцами кардинала, но ему и в голову бы не пришло драться с трактирщиком Бонасье. Но равенство определялось иногда чисто творчески. Были разные случаи: в начале ХХ века один депутат Государственной Думы сделал заявление, которое многие офицеры посчитали оскорбительным для армии. И один из офицеров вызвал этого депутата на дуэль. Причем депутат этот не был офицером, но сам офицер рассудил так, что раз депутат – народный избранник, имеющий соответствующий статус, некий вес в обществе, то его можно вызвать на дуэль.

Надо ли Навальному принимать этот вызов на дуэль? Не знаю. Но я думаю, что среди сторонников репутация Навального не пострадает, если он уклонится. Вдобавок сторонники Навального расценивают это как некое силовое давление на него.

На самом деле Навальный оказался в очень выгодном положении. Если он откажется, его сторонники скажут, что он не захотел участвовать в его произвольном избиении, в каком-то фарсе. Но самое странное будет, если Навальный согласится. Что тогда? Я плохо представляю себе такой поединок. Как это все практически реализовать? Получается, у ринга будут сотни журналистов. И как они  будут это освещать? А как в этой ситуации поступать Золотову? Что, ему надевать боксерские перчатки и идти на поединок? Тогда это станет чуть ли не главным событием политического сезона, затмив вторые туры региональных выборов!

Так что фактически Золотов сделал Навальному рекламу. Теперь инициатива у Навального. Он может выбрать тот вариант, который посчитает для себя лучшим.

Максим Калашников — футуролог, Партия дела, политик:

— Если бы Навального хотели бы не прощать, его просто взяли бы под белы рученьки, пришли бы на квартиру и увезли, провели бы обыск, предъявили бы статью об организации несанкционированных митингов и прочее, прочее. А если это обращение к либеральной элите, к либерально настроенной прозападной общественности, то это, конечно же, идиотизм. Золотов этим обращением Навального возвысил. Он обращается к нему как равному, как к реальному и равному сопернику, если он вызывает его на дуэль и хочет сделать из него отбивную котлету и прочее. Таким образом Золотов и вся силовая элита выставили себя в совершенно идиотском свете. Ну если вы такие честные ребята, то разгромите Навального в суде! Подайте на него в суд, опровергните его видео, его измышления. А в данном случае это реакция пахана: «Ух ты! Кто на меня посмел прыгнуть!»

А в свете того, что Навальному позволено очень многое и Навальный получает 30 суток там, где другие получают по три-пять лет, все это очень интересно и очень смешно. Скорее всего, это была самовольная, самочинная инициатива Золотова, но, честно говоря, он себя выставил не в лучшем свете.

Не думаю, что Навальному стоит идти на эту дуэль, потому что ему лучше всего продолжить линию выставления силовиков идиотами. Я не являюсь союзником Навального, хотя и высоко ценю его антикоррупционные расследования, но думаю, что могу его поздравить. Его сторонников теперь будет вдвое больше, его влияние возрастет.