Найти тему
Вопросы Истории

Зажатые во льдах или как бедствие обернулось научным открытием

Все мы знаем на примере печально известного Титаника, чем может закончится встреча льда и теплохода, но иногда и она может принести пользу.

В 1937-м научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в двух морях Ледовитого океана -Карском и Лаптевых.

Экспедиция подходила к концу, когда «Георгий Седов» срочно отправили на помощь судам, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых - «Садко» и «Малыгин». Но усилия “Седова” оказались тщетны: наступала ранняя зима — пробитые пароходом-ледоколом пути быстро затягивались новым льдом, закрылся и путь к отступлению, через пролив Вилькицкого. В итоге одним теплоходом, терпящим бедствие стало больше.

В октябре команда приняла решение встать на дрейф. Так судно превратилось в дрейфующую научно-исследовательскую базу. Следует отметить, что опыта зимования ни у кого из 217 членов экипажа всех судов не было. Для экономии угля пришлось погасить топки, перейти на отопление с помощью буржуйки и на освещение с помощью керосинки и свечей. В апреле 1938 года на самолетах, прилетевших с материка, стали вывозить людей. Удалось перевезти большую часть команды со всех судов, в общей совокупности оставалось дрейфовать около 33 человек.

Летом 1938 года к группе дрейфующих судов пробился ледокол "Ермак". При этом он и сам установил мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. Ермак смог освободить два корабля - "Садко" и "Малыгин", а "Седову" из-за руля, поврежденного во время зимнего сжатия ледового поля, помочь не смог. Тогда 15 добровольцев во главе с 28-летним капитаном Константином Бадигиным осталось на "Седове".

Капитан " Георгия Седова" К. Бадигин (справа) с радистом
Капитан " Георгия Седова" К. Бадигин (справа) с радистом

В команду вошли моряки с трех дрейфовавших вместе в течение года пароходов и прибывшие с ледокола "Ермак". Так начался знаменитый дрейф. В сумме, три полярных зимы провели "седовцы" во льдах. Люди не знали, что ожидает их завтра, через час, через минуту, будут ли льды спокойны или начнут свое безудержное движение, то образуя разводья вокруг корабля, то сжимая его. Так в сентябре 1938 года судно из-за течи получило крен под углом 30 градусов и только неимоверными усилиями удалось устранить неисправность.

Находясь во власти ветров и бесконечных льдов, советские моряки сумели не только сохранить железную дисциплину, строгий порядок судовых работ, они сделали максимум возможного для науки. Огромное научное значение для изучения Центрального арктического бассейна и освоения Северного морского пути имели магнитные, гравитационные, метеорологические наблюдения и гидрологические работы, проведенные командой "Седова". Важным был опыт борьбы со льдами в условиях арктической ночи. Развеян миф о существовании земли Санникова, державшийся 125 лет. Экипаж внес огромный вклад в выполнение решения о превращении Северного морского пути в постоянно функционирующую магистраль.

К концу лета 1939-го уголь почти иссяк, его оставалось 44 тонны, этого хватило бы только на двое суток с небольшим полного хода. В это время капитану принесли радиотелеграмму, в которой просили сообщить на материк размеры одежды и обуви каждого члена команды для пошива новой формы. Уставшие от огромного напряжения люди невольно рассмеялись. Но это была добрая весть, которая значила, что "седовцев" ждут, что впереди - встреча на Большой земле.

В январе 1940 года "Седова" освободили. Навстречу ему пришел новый флагман ледокольного флота "И. Сталин". Всем 15 седовцам были присвоены звания Героев Советского союза, а сам пароход награждён орденом Ленина.

Дрейф продолжался целых 812 дней...

-3