В предыдущей части мы начали разговор о том, как гики выглядели в массовой культуре раньше. Теперь уже расскажу про смену парадигмы в презентации образа задрота в кино.
Как я уже говорил – с этим было не очень. Но с популяризацией «Теории Большого взрыва», «Скота Пилигрима» и кое-каких произведений, которые назову ниже, всё стало меняться.
И вот мы уже в мире, где фильм про тусовку непонятных чуваков в костюмах собирает больше всего денег вообще. Гик-конвенты становятся настоящими событиями, комиксы можно найти в книжных магазинах, а задротом, стало быть, не то что не стыдно — это стало модно!
Чёткого момента, когда это случилось, нет. Но есть интересные примеры того, как этот образ теперь продвигается. Теперь во многих фильмах, рассчитывающих на создание собственной фан-базы, сами герои становятся фанатами.
Сейчас приведу примеры:
Вспомните героев «Звёздные войны: Пробуждение силы». Рей мечтает быть джедаем. У нее есть фигурка Скайокера в костюме пилота. Она – его фанатка.
Финн мне напоминает косплейщика, который просто надел костюм штурмовика, при этом не являясь штурмовиком.
Ну и, конечно, Кайло Рен. Малыш, который хранит у себя маску самого знаменитого кинозлодея – Дарта Вейдера. Он ноет, скучает по дедуле и хочет быть как он. И даже саблю себе сделал такую же, но круче.
То есть фильм, кроме использования интертекстуальности для давления на болевые точки ностальгии, ещё и подсказывает, что круто быть гиком.
Сейчас ещё примеры:
Новый Спайдермен («Капитан Америка: Гражданская Война») и новый Флэш («Лига Справедливости»). Оба персонажа – мальчишки, увлекающиеся поп-культурой. И они оба – фанаты более взрослых супергероев.
Спайди прётся, когда видит в первые разы Железного Человека и Капитана Америку (тут интересно, что и актёр Том Холланд же пёрся, видя этих суперзвёзд).
Флэш вообще выступает POV-персонажем для зрителя, называя логово Уэйна Бэт-пещерой.
В фильме «Логан», который проводит некоторую деконструкцию сложившихся троп в жанре, злодей говорит Логану, буквально: «Я твой фанат». Подчёркивая значимость того, что Логан успел наделать, когда был Росомахой. В этом же фильме дети узнают Росомаху по комиксам и тоже уважают его из-за этого. А Росомаха в ответ говорит, что комиксы — это отстой, потому что он старый вредный дед.
«Пипец» — сам фанат комиксов и становится героем именно вдохновившись прочитанным.
Персонаж Ртуть («Люди Х: Дни минувшего будущего») играет целыми днями в игрульки и он явно гик.
Да вспомните всех тех недавно появившихся персонажей, которые цитируют комиксы и отдают ностальгией («Очень странные дела», «Оно»). Да и вообще – у нас же тут постмодернизм с референсами к самому себе. Обязательные камео Стена Ли в каждом фильме с им придуманными героями. А также обязательные сцены после титров.
Весь этот текст про то, что теперь сами герои стали фанатами, я задумывал давно. Но хотел приурочить к выходу чего-то действительно значимого в этом контексте. Для этого ждал выхода фильма «Первому игроку приготовиться». Но фильм стал для меня таким разочарованием, что я отложил этот текст ещё дальше.
Всё что я здесь написал – работает в две стороны. Вроде бы это и прикольно, и теперь есть вот такая субкультура со своими комьюнити внутри. А вроде бы это огромные корпорации создают все эти комьюнити для того, чтоб внушить им идею того, как классно покупать что-то связанное с объектом поклонения. Капитализм, потребление, все дела.
«Первый игрок» в этом плане вообще очень чётенько стоит. Весь фильм нам долго и с упоением вбивают, как классно играть в игры, любить всякие задротские штуки и заучивать все строчки на память — только тогда ты Настоящий Гик. А в конце фильм такой — «Кстати, совсем забыл, нужно ещё жить в реальном мире, потому что тут тоже прикольно. Ну всё, пока!»
Мысль прилетает из ниоткуда и просто присутствует. Чтоб можно было заявить, что на самом деле этот фильм показывает, как вредно проводить всю свою жизнь в игре. Ну и ладно, что до этого мы два часа продвигали другой подход, а эта мысль ни к чему не привязана. Было же!
И причём обожать можно только что-то определённое. Есть довольно чёткий список того, что круто любить из детства. Этот список состоит из того, что можно продавать и сейчас.
А вот то, что я обожал в детстве считаю невероятно крутым — мультсериал «Приключения Джеки Чана», — уже никому не интересно. Его нельзя снова продать, значит его не нужно продвигать, значит не круто быть фанатом этого.
И раньше я переживал, что так мало людей знают про супергероев и не знакомятся из-за этого с офигеннейшими произведениями искусства (в тот момент я думал про комикс «Lock&Key»). А сейчас я переживаю, что так много людей знают про супергероев, а всё равно не знакомятся с офигенными произведениями искусства (комикс «Сага»).
Вот вроде и стало популярным то, что я любил. А вроде бы и утеряна теперь какая-то эксклюзивность.
Такая жизнь.