Мир для всех астанчан никогда не будет прежним. 10 сентября 2018 года президент Нурсултан Назарбаев забрал у города его главную Facebook-звезду – акима Асета Исекешева - и отправил его руководить своей администрацией.
Исекешев был назначен на пост 21 июня 2016 года – за год до казавшегося на тот момент неизбежно провальным «Экспо». Что, помимо обычных для любого адекватного акима «дорог и вокзалов», успел сделать «Хранитель Севера» за эти два с небольшим года? Какие решения он принимал сам без поручений от Правительства? Что «упало» ему в руки: хочешь, не хочешь, а делай? Какие идеи он перенял и внедрил?
1. «Тэгните акима!»
За два года астанчане смогли познакомиться со необычным чувством, когда муниципалитет становится твоим слугой. Стоит только открыть Facebook, набрать @ и начать печатать имя акима.
Активность в FB Исекешев развил сразу же после назначения, но поначалу она не вызвала интереса у аудитории. Много ли чиновников сейчас пытаются понравиться гражданам, демонстрируя «как бы открытость»! Каково же было удивление астанчан, когда Исекешев принялся исправно отвечать на сообщения, а затем и появляться в обсуждениях, где его упомянули.
С тех пор «Тэгните акима!» стало универсальной присказкой для любой городской проблемы. Но акимат пошел еще дальше: в обсуждении любого проблемного вопроса в FB с упоминанием акимата рано или поздно (обычно рано) появляются безымянные, но очень вежливые и оперативные консультанты, которые самостоятельно пакуют проблему в официальное обращение. Новому акиму придется непросто: взыскательная столичная публика уже привыкла к тому, что акимат оперативно отвечает на запросы.
По состоянию на 10 сентября у Асета Исекешева в Facebook почти 40 тысяч фолловеров, а количество друзей (скрыто), скорее всего, подпирает «цукерберговский» лимит в 5000. Ему явно не стоит забрасывать FB: близкий контакт с аудиторией – именно то, что пригодится новому руководителю Администрации Президента.
2. 109 и iKomek
При Исекешеве была создана служба «109», позже переименованная в iKomek – мечта любого горожанина, универсальный канал быстрого доступа к акимату. Горит дом? 109. Отрубило свет? 109. Шумят соседи? 109. Котенок на дереве застрял? 109. Из последнего – 109 «подгреб» под себя контакт-центр LRT, теперь жаловаться на проблемы городского транспорта можно туда.
Удобство службы iKomek заключается в том, что «достучаться» до нее можно множеством способов – телефон, сайт, SMS, Telegram и так далее. В конце концов, зачем еще нужен акимат, если не оперативно отвечать на запросы горожан?
3. «Экспо»: город напоказ
Конечно, основная заслуга в том, что нам не пришлось краснеть за «Экспо», принадлежит руководству одноименной нацкомпании (не тому поколению, которое уже отбывает наказание, а следующему за ним). Но работа муниципалитета в таких мероприятиях чрезвычайно важна, хоть и далеко не всегда заметна. Причем Исекешев отчетливо знал, на что шел, получая назначение в город за год до «карнавала».
«Экспо» посетили чуть меньше 4 млн человек. Даже чтобы просто разместить, перевезти, накормить, развлечь (помимо собственно выставки) и, что самое главное, охранять всю эту толпу, потребовалась большая работа. Показательным примером стало аккуратное свертывание конфликта на стройке «Абу-Даби Плаза» 2 сентября – обошлось не только без жертв или пострадавших, но и без сколь-нибудь недовольных. Тогда Исекешев не побоялся среди ночи приехать на стройку и собственноручно утихомирить жаждавших «продолжения».
Город справился с «Экспо», не забыв и о рядовых горожанах. Выставка прошла без серьезных инцидентов, а Астана вдобавок обзавелась новыми вокзалом и аэропортом.
4. Стройка продолжается
Астана – город, который постоянно растет и развивается, и вменить в заслугу акиму стройку проблематично.
Но город при Исекешеве строился очень необычно – без засилья торговых и бизнес-центров. Внимание уделялось созданию «зелени» и детских зон. Строительство парков «Жетiсу» и «Ақжайық», Корейского парка, Ботанического сада, линейного парка у «Абу-Даби Плаза» (еще строится), а также большая реконструкция Центрального парка – все это было сделано за последние два года.
Кроме того, были ужесточены требования к жилым домам, сдаваемым в эксплуатацию. Теперь для каждого нового дома должна быть построена ливневая канализация. Если перевернуть город с ног на голову для строительства полноценной новой "ливневки" физически невозможно, то продумать адекватный слив для новостроек оказалось вполне по силам.
5. Снесите это немедленно!
Продолжение разговора о строительстве – снос ветхого жилья.
«Обычная работа! Текучка!» - скажут астанчане. Верно, но только при Исекешеве снос ветхого жилья набрал неплохую скорость. Та же легендарная столичная «Жуковка» постепенно превращается в руины (превратилась бы и сама, но дольше и со скандалом), на месте которых вырастут новые дома, парки и скверы (упомянутый выше парк Ақжайық), детские сады (квадрат улиц Брусиловского – Иманова – Бейсекбаева).
Стоит напомнить, что «акимство» Исекешева началось именно с инцидента со сносом ветхого жилья. Летом 2016 года Адилбек Мейрамов, семья которого жила в стареньком доме на перекрестке Иманова – Уалиханова, грозился взорвать баллон с газом, если от него не отстанут приставы. Его дом подлежал сносу, а компенсацию в 2,6 млн тенге Мейрамов посчитал слишком маленькой.
Дальше был административный суд – все-таки угроза самоподрыва – это не самый приятный для общества акт. А затем семья Мейрамовых внезапно, но весьма благополучно переехала в новую трехкомнатную квартиру. С той поры ни одного громкого скандала с «выселенцами» в городе не было.
6. "Подъемные" в Астане
Прощальный жест Исекешева в должности акима получился эффектным: по городу прокатился подтвержденный впоследствии слух о том, что столичные госслужащие и бюджетники смогут получить жилищные сертификаты на 1 млн тенге. Все это нужно лишь для того, чтобы привлечь в столицу классные кадры из регионов.
Конечно, речь идет не обо всех бюджетниках сразу. На первых двух этапах сертификаты получат по 10 тысяч сотрудников.
Как утверждают скептики, на миллион в столице жильем не разживешься. Но, во-первых, миллион на дороге не валяется, и бюджетники знают об этом получше остальных. Во-вторых, если рассматривать льготную ипотеку по программам ЖССБ или по "7-20-25", то этот миллион может стать "прыжком" в светлое будущее.
7. «Город без окраин»
Когда Исекешев объявил о запуске концепции «Город без окраин», жители жилого массива «Өңдіріс» (легендарный Лесозавод) и других районов северной части города лишь скептически усмехнулись. Сильно было ощущение, что многострадальный район забыт окончательно.
Но в 2018 году дело было доведено до логического завершения: в Астане был создан новый, четвертый район «Байқоңыр», акимом которого был назначен молодой и инициативный «пахарь от госслужбы» Ерлан Каналимов.
То есть в ситуации, когда логичным видится «распиливание» растущего как на дрожжах респектабельного Есильского района, акимат создает новый «окраинный» район. Судить о результатах пока еще рано – новому району всего полгода, но направление движения верное.
8. «Сергек»: этому городу нужен свой герой
Появление «выделенок» поставило ребром вопрос о контроле транспортного потока: водители поначалу плевали на надписи «BUS LANE», без задней мысли паркуясь на них и собирая пассажиров.
Другой проблемой был скоростной режим: астанчане питают особую страсть к режиму «педаль в пол» на любой прямой с хорошим асфальтом (например, на проспекте Кошкарбаева от мечети «Хазрет Султан» до моста через Карагандинскую трассу).
Решение вопроса оказалось сколь эффективным, столь и простым – завешать весь город камерами! Гроздья «Сергек» теперь висят почти на каждом столбе. Это позволило не только усмирить лихачей, но и отвесить подзатыльник уличной преступности. На камерах «Сергек» не хватает только логотипов в виде летучей мыши.
9. «Шеф! До вокзала 500!»
Асет Исекешев давно известен своим без преувеличения экстравагантным подходом к рабочему транспорту. В бытность работы в Правительстве он был первым (и, судя по всему, единственным) министром, пересевшим на авто отечественного производства. Да, Skoda Superb «Made in O’skemen» выглядела необычно на фоне «мерседесов» S-класса, но это была не только экономия, но и реальная поддержка отечественного производителя на высшем уровне.
А в акимате Исекешев пошел на крайность: он принял решение пересадить весь аппарат на такси. Исход эксперимента пока неясен, но стремление быть «проще» и в хорошем смысле «дешевле» радует.
10. Проезд в автобусах: легче, еще легче
При Исекешеве астанчане пересели на «транспортные карты», которыми теперь можно оплатить проезд в автобусах.
Как и в Алматы, процесс внедрения карт шел долго и со скрипом: «победа валидаторов» в перспективе закрывает огромный теневой рынок. Нечистые на руку водители и кондукторы (не все, но таких было немало) бодро «пилили» наличные поступления от пассажиров и, конечно, оказались в первых рядах противников «карт». Отсюда и вопросы о качестве обслуживания и состоянии автобусов – чем платить водителям и на какие деньги ремонтировать автобусы?
Транспортные карты решают этот вопрос: никакого нала – а, значит, и никакой «черной кассы». Повышение «наличного тарифа» до 180 – это вообще намек в лоб горожанам: переходите на карты, так как акимат рискует не получить половину от суммы, которую вы оплатили наличкой.
11. Арбат: город без галстука
Астана имеет неоднозначный имидж «города для чиновников». Спорить с этим сложно: все левобережье отдано на откуп «костюмчикам» с их бесконечными министерствами и ведомствами.
Городу, живущему по дресс-коду, как воздух нужны места для неспешных прогулок и раздумий в одиночестве. Городу, живущему по режиму (и то как начальство с работы отпустит), нужна красота, свобода и творчество.
С пониманием всего этого в Астане в 2017 году был создан Арбат – «точка сбора» мастеров-ремесленников, художников и музыкантов. Место еще набирает популярность, его развитию мешает безжалостный столичный климат: нормально работать Арбат может месяца 3-4 в году. Но летом 2018 год «пятачок» по улице Азербайджана Мамбетова между мьюзик-холлом «Астана» и Дворцом школьников (ни на что не намекаем, но от городского акимата до Арбата минут 10 неспешным шагом) уже выглядит куда живее, чем год назад.
12. «Всем мяу!»
Напоследок - привет сетевым зоозащитникам.
Асет Исекешев – большой любитель животных, что чиновникам его уровня, прямо скажем, не свойственно. В апреле 2017 года к нему обратились зоозащитники с просьбой продлить срок между поимкой бездомного животного и его умерщвлением. И, как говорится, понеслось...
Позже аким неоднократно приезжал в частные приюты для бездомных животных и оказывал им материальную поддержку. Тогда же с «мертвой точки» сдвинулся вопрос о строительстве муниципального приюта для животных. Кроме того, при поддержке акимата зоозащитники начали «выходить в люди», устраивая ярмарки на Арбате.
«Да кому нужны эти животные! Вы о людях позаботьтесь!» - скажут астанчане. Да вот только социопсихологи утверждают, что общество, молчаливо одобряющее изуверства над беззащитным зверьем, здоровым не является и рано или поздно само себя съест. Может, чтобы стать человечнее, нужно для начала на братьев меньших обратить внимание?
Это были пусть и яркие, но все же штрихи работы Асета Исекешева на посту акима Астаны. Многое, как это нередко бывает, осталось за кадром. В одном можно быть уверенным: новому акиму будет непросто соответствовать высокому уровню управления городом.
Самому же Асету Исекешеву остается лишь пожелать не забрасывать FB. Астана меньше, чем кажется на первый взгляд.