Найти тему
Марина Корсакова

VUCA-VUCA

Оглавление

Всем, кто занимается бизнесом и управлением, очень важно знать и понимать модную аббревиатуру VUCA.

Посмотрите, какие они волатильные.
Посмотрите, какие они волатильные.

Точнее, целых две модных аббревиатуры VUCA, одна из которых более известна, а другая - менее. Но, вообще-то, вторая даже важнее.

Первая VUCA описывает VUCA-мир, который...

V - volatility. Волатилен, то есть, нестабилен, изменчив. Маленькие и большие перемены идут косяком.

U - uncertainty. Не имеет определённой формы. То ли так, то ли эдак, - бабушка надвое сказала.

C - complexity. Сложен. Холодильники бывают двухкамерные, многокамерные, топ, комби, капельные, четырёх климатических классов, с абсорбционной, термоэлектрической и компрессорной системами охлаждения, при том что компрессоры могут быть линейными и инверторными, а теперь повторите. ...Так это холодильники! Что уж говорить про людей, процессы и бизнес-стратегии.

A - ambiquity. Двойственный. Талантливые люди - это хорошо для бизнеса? И да, и нет. Развиваться на заёмные средства - это хорошо для бизнеса? И нет, и да. Вопросов, на которые можно было бы дать "чёрно-белый" ответ, в современном мире не существует.

Зачем же нужна вторая VUCA? А вот зачем:

вторая VUCA описывает VUCA-компанию, которая способна выжить в VUCA-мире!

Абсолютно ожидаемая картинка в этом месте, и тем не менее.
Абсолютно ожидаемая картинка в этом месте, и тем не менее.

V - vision. Видение: компания должна иметь чёткое видение задач, на которых сфокусируется сегодня! Времени мало, волатильность высока - не успели реализовать преимущество, мир уже - хопа! - изменился.

U - understanding. Понимание: но при этом нужно держать ушки на макушке, - ушки и эмпатию, - не отгораживаясь от мира стеной и не придумывая ему, этому миру, потребительскую мотивацию, не приписывая намерения и проч. Сохраняя фокус нужно суметь быть одновременно восприимчивым и открытым.

C - clarity. Люблю этот пункт нежной любовью бизнес-консультанта и корпоративного менеджера, который видел не один талантливо придуманный проект, реализовать который не получилось именно из-за недостатка clarity, - итак, это "прозрачность". Прозрачность процессов - без которой вы тратите 90 % рабочего времени на выяснялки, не успевая изобретать и продавать. Прозрачность договорённостей, прозрачность принципов, прозрачность целей - без всех этих прозрачностей вы... см. выше. В прозрачной воде можно плыть быстро и в правильном направлении (что в мире VUCA необходимо), в мутной это не более чем хаотичные дёрганья на месте.

A - agility. Гибкость. Без комментариев. Нужно уметь менять план, если меняются обстоятельства. Сохраняя при этом способность держать фокус из первого пункта. Ну так ambiquity! - её никто не отменял.

Резюме (и домашнее задание :)

Трус не играет в хоккей, не-VUCA-компании не выживают в VUCA-мире.

Хотите лучше понять, насколько "выживабельна" ваша компания? Тогда подумайте о том, насколько хорошо вы знаете, что вы делаете в этом году/квартале/месяце, общаетесь ли вы с клиентами, конкурентами, коллегами по отрасли и наставниками, каков ваш уровень внутрикорпоративной прозрачности в процентах от 1 до 100, и насколько быстро вы способны перестраиваться. На самом деле вы знаете все ответы. Просто иногда немножко страшно их сказать.

P.S. Ещё больше бизнес-постов - на

Бизнес-консультант Марина Корсакова