Найти тему
Skillbox

От 100$ до 4 тысяч и собственной веб-студии: интервью с основателем Pinkman

Оглавление

Два года назад Михаил Розов был дизайнером на фрилансе, а сейчас руководит дизайн-студией PINKMAN с оборотом 54 млн рублей в год. В интервью Миша рассказал, где искать первую работу, почему дизайнерам не нужно вдохновение и как вышло, что Джокер сыграл с его командой злую шутку.

Я начал рисовать флеш-страницы лет в 17. Чтобы научиться их создавать, искал информацию в Интернете. Специального образования у меня не было. Когда собрал свой первый сайт, выложил его на deforum.ru и в первый же день получил невероятный ушат негатива в свой адрес. Меня это сильно задело: ничего себе, нарисовал проект, а все так нецензурно про него выражаются. Потом сделал вторую, третью версию… Между первой и третьей версией сайта прошел, наверное, год. Когда выложил третью, форумчане наконец меня оценили: «О, прикольно!» И понеслось.

Первый свой коммерческий проект, еще одну простенькую флеш-страницу, я нарисовал для каких-то ребят с метро «Полянка» (это все, что я о них помню). Они заплатили мне 100 долларов. Я тогда вообще не понял, за что. Но обрадовался, конечно. Куда потратил те деньги, не помню. Вряд ли на что-то полезное.

У меня вообще довольно странная послужная характеристика: ни в одной компании не задерживался дольше трех-шести месяцев. За три года сменил, наверное, восемь или девять компаний. Уходил, потому что в новом месте предлагали больше денег или становилось скучно. Зато моя зарплата в этот период выросла с 300 долларов до 4 тысяч. Все это время я продолжал фрилансить.

Розовый человек

За те 15 лет, что прошли с моих первых заработанных 100 долларов, до момента, когда я организовал собственную дизайн-студию, я успел наломать много дров и многому научиться. Кстати, до PINKMAN у меня уже был опыт организации студии, но с другими партнерами.

Почему PINKMAN? На этот счет есть две легенды. Первая связана с Джесси Пинкманом (персонаж сериала «Во все тяжкие» — прим. редакции). Но это — не более, чем совпадение. Вторая легенда настоящая. Моя фамилия Розов, а PINKMAN, можно сказать, производная от нее. Но мало кто проводит такую параллель.

-2

На самом деле я придумал себе псевдоним PINKMAN, когда был еще дизайнером на фрилансе. Хотелось стать узнаваемым, чтобы все мои работы ассоциировались с одним брендом. В мои планы не входило создавать бизнес. Когда пару лет назад я разместил пост на Facebook с подробным рассказом о своем дизайнерском опыте и ссылками на работы, то даже не подозревал, какой это даст эффект.

На рынке меня уже знали. Часть постоянных клиентов досталась «по наследству» от прошлых работ. Коллеги по цеху постоянно кому-то рекомендовали. Так что я не испытывал дефицита в заказах.

За 15 лет не было ни одного дня, чтобы после работы я шел домой с мыслью: «Кажется, сегодня сделал ВСЁ!» Всегда работы было больше, чем я мог выполнить.

Пока студия растет, мы ничего не зарабатываем

У дизайнерского бизнеса есть одна особенность: клиенты часто платят, когда им вздумается. Чтобы не создавать кассовых разрывов, нужно стремиться минимизировать постоянные расходы. Открывая студию, я планировал обойтись минимальным количеством людей и сэкономить на офисе. При этом количество заказов от новых клиентов продолжало расти. Стало понятно, что либо весь этот поток пройдет мимо нас, либо мы возьмемся за проекты, но провалим большую их часть. В общем, пришло время расширяться.

С тех пор прошло больше двух лет. За последние полгода наш штат увеличился с девяти до 23 человек. В 2017 году оборот студии составил 54 млн рублей. В этом году, думаю, вырастем еще в два раза.

Пока студия растет, мы ничего на ней не зарабатываем. Содержать постоянный штат дорого, а все заработанные деньги приходится реинвестировать обратно в компанию.

Я ничего не умею, я тупой!

В нашей студии сейчас работает один парень. Он пришел к нам полгода назад на позицию джуниора и сильно вырос за это время. У него практически не было опыта. Я даже не помню, почему обратил внимание на его портфолио. Он все схватывает на лету. На него не приходится тратить время, объясняя по десять раз одни и те же вещи. Он просто получает комментарии от старших коллег и больше не допускает ошибок. Сегодня он выполняет вещи, которые по сложности соответствуют уровню мидлов, и полностью перешел на самостоятельную работу по проектам.

Другой пример. Мы взяли в команду девочку, которая сразу честно призналась, что ничего не умеет. И попросила месяц бесплатной стажировки: «Если вам понравится то, что я делаю и как справляюсь с работой, я останусь. Если нет — уйду». Вот пример адекватной самооценки начинающего дизайнера. Она и сейчас у нас работает.

К чему я это? Устроиться в дизайн-студию с небольшим опытом можно. Позиция джуниора не предполагает большой ответственности ни с чьей стороны. Работник может не справиться и уйти, также студия может принять решение распрощаться с ним. Произойдет это абсолютно безболезненно, поскольку ни одна, ни другая сторона ничего особенного от этого сотрудничества не ждут. Но даже для джуниоров у нас есть несколько требований.

-3

Первое: он должен разделять ценности компании

Например, в нашей студии официальный десятичасовой рабочий день. На самом деле у других студий он тоже не меньше, просто обещают восемь часов, а на деле выходит десять и больше. Сразу говорим: «Чувак, мы тут все очень любим работать, если хочешь в команду, готовься к десятичасовому дню». Если вижу, что человека начинает это смущать («А вечером в кино сходить?»), скорее всего, каким бы перспективным и талантливым он не был, я его не возьму. Потому что не хочу постоянно слышать, как он ноет. Такой человек просто не впишется в нашу систему ценностей.

Вторая вещь — перспективность

Это крайне важно, особенно на позициях джуниоров и мидлов. Компании начинают зарабатывать на своих сотрудниках в лучшем случае через полгода. Первые месяцы человек абсолютно бесполезен. Следующие четыре-пять месяцев он въезжает в тему, на него пытаются вешать правильные и нужные проекты. И только через полгода он начинает приносить компании деньги. Брать на работу человека, который уйдет через три-четыре месяца, слишком затратно.

Третье — правильное осознание себя здесь и сейчас

Мне ни раз приходилось собеседовать людей с заниженной самооценкой. У них могло быть неплохое портфолио, но общались они в формате: «Я ничего не умею, я тупой!» Не очень комфортно контактировать с такими персонажами, честно говоря. В обратную сторону работает та же схема.

Ужасно раздражает, когда у человека посредственное портфолио, но он хочет безумно много денег или какие-то специальные условия труда. Идеальный вариант — когда портфолио соответствует самооценке.

А еще вам точно не стоит писать потенциальному работодателю: «Посмотрите, вот мое портфолио. Мне кажется, я перспективный дизайнер». Никогда не давайте себе оценок в сопроводительных письмах, чтобы не нарваться на комментарий: «Вам зря кажется». Любой арт-директор, который будет рассматривать вашу кандидатуру, за две минуты определит, что вы из себя представляете и на что будете способны следующие пару лет.

Читайте также
• Как управлять временем по методу Pomodoro: объясняем на томатах.
• 15 вредных советов для PM: как не надо управлять творческой командой.
Михаил Овчинников, Badoo: «Первый сайт я продал за тысячу рублей».

Мы не справились, возьмите деньги обратно

Знаете, за что я не люблю дизайн-студии? Обычно все такие: «Мы молодцы!» Мало кто честно о себе расскажет. Я своим клиентам всегда говорю: «Каждый год примерно 1% проектов у нас не получается и мы возвращаем деньги». Не важно, работаешь ты фрилансером или возглавляешь дизайн-студию, у тебя должна быть возможность ошибиться. Стоит об этом честно говорить и не обманывать заказчика.

Расскажу про один случай (дизайнерам, думаю, понравится). В Москве есть застройщик, который возводит жилую недвижимость, в основном элитную. В рамках проведения рекламной кампании по одному из своих объектов фирма придумала и отрисовала персонажа, очень похожего на Джокера. Наша задача была его оживить, сделать короткое, секунд на 15, видео, где Джокер танцует под музыку. Мы решили, что возьмем специальный 3D-костюм, наденем на танцора, запишем с его участием ролик, а потом на костюм наложим образ Джокера. И все, наверное, будет круто...

Так мы думали, но ошиблись! Мы действительно провели кастинг танцоров, сделали очень качественную модель Джокера, но так и не смогли найти 3D-костюм нужного размера. Пришлось немного изменить концепт и просто отснять человека на зеленом фоне, дальше прорисовав его руками. Для 15-секундного ролика нам нужно было вручную сделать 450 кадров. В течение четырех дней шесть наших дизайнеров круглыми сутками сидели и рисовали в Illustrator каждый кадр поверх готового видео. Получилось, прямо скажем, так себе.

Джокер этот до сих пор валяется где-то в наших архивных папках на Dropbox. В целом проект оказался для нас убыточным (хотя клиент и заплатил нам за него небольшие деньги). Мы его даже не включили в студийное портфолио. К сожалению, такое случается. Редко. Главное, что опыт получен.

Такие истории учат не бояться. Когда я пытался создавать разные штуки в 3D, делал то же самое. Брался за какие-то сумасшедшие коммерческие проекты, даже не имея представления, с чего начать.

Если ты ответственный, то будешь искать информацию, разбираться, ночами не спать, но доведешь проект до ума — тут без вариантов. Но, повторюсь, всегда должно быть право на ошибку: финансовую и моральную.

Есть мнение, что дизайнер менее ответственен, чем, предположим, юрист. Не хочу никого обидеть, но если у юриста в голове хранится 10 КБ данных, то у дизайнера — все 200. Он вынужден держать в голове такое количество информации, что часть из этих 200 КБ может оттуда вывалиться совершенно естественным образом.

Так что да, дизайнеры могут косячить. Как с этим бороться? Можно воспользоваться моим средством: проверять себя по несколько раз.

Не надо в такие моменты прятаться от клиента и не брать трубки. Всегда лучше честно предупредить, что не укладываешься в дедлайн, или задать клиенту вопрос: «Если что-то не получится, примете ли вы работу в таком виде?» Важно ставить жирную точку: «Мы не справились, возьмите деньги обратно или заплатите нам в два раза меньше».

Если сделаете, как мы просим, акционеры утвердят

Я позитивно отношусь к критике, если она конструктивна. Но не понимаю, зачем заходить в какое-нибудь дизайнерское комьюнити или на форум, выкладывать свои работы и просить незнакомых людей дать оценку. Даже люди, которые к тебе хорошо относятся и знают тебя (друзья и коллеги), могут быть в плохом настроении или не иметь достаточно времени, чтобы разобраться и ответить конструктивно.

Чаще всего критикуют именно клиенты. Недавно наша студия взялась за ребрендинг для одного заказчика. В один момент с его стороны понеслась какая-то невероятная волна критики. Причем с формулировкой: «Если сделаете, как просим мы, то акционеры утвердят».

Важно!
Чтобы этого избежать, важно договариваться на берегу: если клиент вас нанимает в качестве дизайнера, он должен полностью вам доверять.

Как правило, отношения, когда заказчик постоянно пытается проверить, насколько хорошо дизайнер справляется со своей работой, а дизайнер всю дорогу пытается пустить пыль в глаза клиенту, ведут в тупик.

Уверенный в себе дизайнер всегда отличит аргументированную критику от той, что исходит от банального непонимания сути задачи и конечной цели. Важно чувствовать, в какой позиции — сильной или слабой — вы находитесь по отношению к клиенту в конкретный момент. Когда я понимаю, что моя позиция сильнее, всегда продавливаю свою идею. Если, конечно, на 100% уверен, что мой вариант лучше (и если пойду на поводу у клиента — завалю проект).

Но дизайнеры тоже люди и могут ошибаться. Сейчас на стороне клиента сидят далеко не дебилы, зачастую они оказываются очень прокачанными в digital и маркетинге ребятами. С такими мы говорим на одном языке, что очень облегчает работу и экономит время. Таким клиентам я сам могу пять раз сказать спасибо.

За 15 лет работы я понял одно: только от меня как дизайнера зависит, получится ли этот проект офигенным или нет. Я должен сам отдаться ему полностью и замучить всех остальных.

О гуру дизайна и Лебедеве

Что касается Темы Лебедева. Я иногда читаю его ЖЖ и меня забавляют его посты. Как к человеку, к нему вообще нет претензий. Но есть вопросы к его студии. Например, почему она делает какие-то вещи не так круто, как раньше? Ответ на этот вопрос есть только у самого Лебедева.

Хотя у меня есть парочка предположений. Думаю, дизайнерам просто стало неинтересно. А может, на качество работы повлиял уход прошлого состава арт-директоров. Не знаю, насколько мои догадки верны. Но если смотреть портфолио, то лучшие проекты у студии Лебедева были семь-восемь лет назад, когда там работали совсем другие люди. Я открывал их сайт, просматривал работы и вообще не понимал, как они сделаны. Настолько это было круто и сильно отличалось от всего, что появлялось на рынке.

Я считаю, что все российские дизайнеры должны быть благодарны Лебедеву. Он популяризировал эту профессию, защищая ее важность. Можно вспоминать недобрым словом его последние работы, можно обсуждать его очередной провокационный пост в Facebook, но нельзя отрицать его вклад в профессию. Все студии, которые существовали восемь-десять лет назад, так или иначе копировали придуманные им технологии, росли благодаря ему, повышали престиж нашей профессии. В общем, все, кто работает в студии Лебедева, молодцы. По крайней мере, были молодцы!

Одна из вещей, о которых я действительно сейчас жалею, что в свое время не пошел в студию Артемия Лебедева и не научился у него всяким штукам. Из-за того, что не учился у профессионалов, а разбирался сам, потерял слишком много времени.

Академических навыков у меня не было. Я тогда учился на первом курсе обычного московского института по специальности «Реклама». Пошел туда, чтобы не ходить в армию. Когда вижу, какими возможностями сейчас обладают начинающие дизайнеры, — хочешь, в «британку» иди, хочешь, на обучающие курсы в тот же Skillbox, — радуюсь за них. И расстраиваюсь, что в мое время подобного не было.

Нет вдохновения? За одну эту фразу дизайнера можно уволить

Cегодня начинает формироваться тренд на сращивание профессии дизайнера и frontend-разработчика. Я когда-то выучил JavaScript и сейчас использую этот навык в своей работе. Универсальный дизайнер, знающий frontend-разработку, не редкость на рынке. Есть ряд компаний, в которые невозможно попасть, если ты дизайнер без навыков программирования. Кстати, профессии веб-дизайнер уже практически нет в чистом виде. Зато есть дизайн интерфейсный.

Интерфейсный дизайнер — это не про творчество и арт. Это про инженерию и архитектуру. Яблоко, упавшее на голову вместе с гениальной идеей, не имеет никакого отношения к нашей профессии.

Это очень спокойный аналитический труд. Когда ты собираешь что-то, будто играешь в конструктор лего. Чтобы собрать конструктор из коробки, тебе ведь не нужно вдохновение? Только думать в процессе, подходит конкретная детальк разъему или нет. Дизайн вообще больше заточен под проектирование,чем под визуальную составляющую.

У тебя нет вдохновения? Абсолютная чушь, не верю я в это! За одну эту фразу дизайнера можно уволить.

Или возьмем брендинг. Многие дизайнеры, придумывая логотипы, рисуют не смысл коммуникации конкретного бренда с окружающим миром, а некие картинки. Пытаются создать форму. В этой форме может быть все гармонично: сумасшедшие кривые, идеальные пропорции, прекрасная композиция. А цвета? Посмотрите, как подобраны цвета! Как будто их сам Господь Бог сотворил. Но какое это имеет отношение к брендингу?

Только у коммуникационного дизайна, о котором я говорю, в основе есть что-то такое, за что его могут полюбить люди. Что-то такое, что заставитих подумать: «А этим парням можно доверять!»

-4
Самые классные ощущения, которые я испытываю во время работы, — когда в голове роятся миллиарды разных данных. Ощущать себя этаким супермозгом, который все гармонично раскладывает на сущности, — вот в чем истинный кайф.

Приложения, установленные на смартфоне Миши

Я телефоном пользуюсь как банк-клиентом и фейсбуком. У меня вообще почти ничего не стоит в нем дизайнерского. «Альфа-Банк», YouDrive, Яндекс.Еда. Из профессионального — Dropbox, Google Sheets. Ну и всякие Adobe XD, Sketch Mirror, Framer, чтобы просматривать с телефона мобильные приложения, которые я рисую и проектирую.

Курс «Веб-дизайн с 0 до PRO»
Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.
Программа курса