Недавно сайт WikiLeaks, специализирующийся на публикациях закрытой информации, взятой из анонимных источников, сообщил, что в ЦРУ активно ведутся разработки взлома программного обеспечения автомобилей. Это делается несколькими целями, главная из которых - возможность в нужный момент перехватить управление и, инсценировав аварию, уничтожить неугодного человека.
Отправили в кювет
Документы показывают, что сотрудники разведывательной службы начали работу в данном направлении еще несколько лет назад. Большинство крупнейших автопроизводителей (BMW, Mercedes-Benz, Toyota и др.) используют в своих машинах операционную платформу QNX канадской компании BlackBerry, создавая на ее основе собственные компьютерные системы - автопилоты, круиз-контроли, устройства, помогающие предотвратить столкновения, и т.п.
Есть мнение, что повышенное внимание к автомобильной электронике со стороны ЦРУ началось после того, как летом 2013 года двое американских специалистов по кибербезопасности, Чарли Миллер и Крис Валасек, сидя на заднем сиденье машины Toyota Prius и подключившись к бортовой системе диагностики, продемонстрировали умение отключить тормозную систему и захватить контроль над рулевым управлением. А в 2016 году они публично проделали такую же операцию удаленно - через Интернет. За рулем кроссовера Jeep Cherokee был журналист компьютерного издания Wired, так что эксперимент широко освещался в прессе. Миллеру и Валасеу удалось заглушить двигатель и осторожно, чтобы не пострадал водитель, отправить автомобиль в кювет. При этом у находившегося в машине журналиста отобрали доступ к рулевому управлению и тормозной системе.
Не болтай в салоне!
Такие опыты открывают широкие возможности для деятельности спецслужб. Ведь доказать, что автомобиль попал в аварию из-за удаленного взлома компьютерной системы, потом будет практически невозможно, и катастрофу посчитают несчастным случаем.
Кроме того, удаленное проникновение в бортовую электронику может привести к прослушиванию салона. Учитывая, что дорогие модели Mercedes-Benz и BMW являются машинами представительского класса и в них ездят чиновники высшего ранга, сотрудники ЦРУ вполне могут работать над данным проектом для будущего получения секретных сведений.
А олени лучше?
В опубликованных на сайте WikiLeaks документах нет прямых свидетельств того, что ЦРУ использовало хакеров для инсценировки автодорожных катастроф. Но многие работники СМИ сразу вспомнили гибель журналиста Майкла Гастингса, которая произошла 18 июня 2013 года. Его Mercedes С250 уверенно двигался по одной из улиц Лос-Анджелеса - и внезапно свернул в сторону, врезавшись в дерево. По официальной версии, водитель не справился с управлением. В рамках журналистского расследования Гастингс готовил разоблачительную статью о работе Джона Бреннана - тогдашнего директора ЦРУ и советника президента Обамы по борьбе с терроризмом.
Один из экспертов лаборатории Касперского прокомментировал потенциальную технологию взлома автомобильных компьютерных систем. Наиболее уязвимыми для операционной платформы QNX являются ее приложения - особенно те, которые имеют самостоятельный доступ к Интернету (например, навигационные или показывающие свободные места для парковки). Управление ими осуществляется через сотовую связь, к которой могут подключиться хакеры - и, в конечно итоге, перехватить управление автомобилем.
Таким образом, не исключено, что уже в ближайшее время высшие чиновники пересядут на автомобили, не имеющие бортовых компьютеров, ведь проблемы менее комфортного управления - это проблемы их водителей.
© Светлана Савич