39,9K подписчиков

Скандинавский форсаж

2,1K прочитали

(2014, Норвегия)

И ведь всем хороши чертовки, с какого боку на них ни глянь, но в свой эпический гоночный заезд через всю Норвегию герои их почему-то с собой не взяли. Обидно - не то слово!
И ведь всем хороши чертовки, с какого боку на них ни глянь, но в свой эпический гоночный заезд через всю Норвегию герои их почему-то с собой не взяли. Обидно - не то слово!

За последние полтора десятка лет только самые отсталые страны планеты не снимали кино про уличных гонщиков - стритрейсеров. Да и чей уважающий себя кинематограф мог обойти стороной эту модную тему? Настолько популярную, что дюжина фанатов стритрейсинга всегда отыщется даже в моём захолустье, а уж сколько их раскатывает, фырча моторами, по большим городам, трудно себе представить. Вот и в Норвегии их однажды накопилось так много, что они, как те жёны ковбоев из "Человека с бульвара Капуцинов", стали ходить толпами по улицам и скандировать "Хотим фильму! Хотим фильму!".
Ну что ж, грех было не уважить эту пропахшую высокооктановым бензином, многочисленную группу налогоплательщиков. И поручили столь ответственное дело Халлварду Браэину, оператору знакомого многим читателям моего канала, дивного треш-сатирического абсурда
"Охотники на троллей".

Не знаю, может так и было задумано, но дочка главного героя начала бесить меня сразу после того, как она  своим бесстыжим вредительством сорвала отцу важную гонку, и бесила вплоть до финальных титров. Очень странный персонаж, хотя вроде бы по сюжету является положительным.
Не знаю, может так и было задумано, но дочка главного героя начала бесить меня сразу после того, как она своим бесстыжим вредительством сорвала отцу важную гонку, и бесила вплоть до финальных титров. Очень странный персонаж, хотя вроде бы по сюжету является положительным.

Примечательно, что в "Скандинавском форсаже" Халлвард не стал пытаться усидеть на двух стульях. И, отдав кинокамеру другому оператору, целиком и полностью сосредоточился на режиссуре. И правильно. Для фильма, снятого за 4-5 млн. $ (в приблизительном пересчете с норвежских крон на баксы) он выглядит достаточно "жирно" и щеголяет яркой, динамичной картинкой. Единственное, что демаскирует его скромный бюджет, это отсутствие крутых автотрюков - для картины о нелегальных автогонках их до обидного мало. А те, что здесь всё же есть, поставлены без особого размаха и раздербанистости (впрочем, спасибо и за них). И потому Браэин пошел на хитрость, попытавшись компенсировать трюки "нелетальными" и менее затратными в исполнении, гоночными фишками: скоростным прохождением виражей, напряженными затяжными обгонами, дрифтом, игрой в кошки-мышки с полицией и нетипичными либо комичными дорожными ситуациями. Ну и, конечно же, съемками этого безобразия со всех мыслимых и немыслимых ракурсов. Что получилось у Халлварда почти столь же эффектно, как в культовом автотелешоу Top Gear (ныне сменившим прописку и название на Grand Tour), а это, между прочим, увесистый комплимент.

Поскольку с отечественными автомобилями у норвегов дела обстоят плачевно, а рекламировать крупным планом СААБы и Вольво соседей-шведов им не позволила гордость, пришлось усадить главного героя за руль заокеанского "мустанга". Не оригинально, конечно, зато зрелищно, чего уж там.
Поскольку с отечественными автомобилями у норвегов дела обстоят плачевно, а рекламировать крупным планом СААБы и Вольво соседей-шведов им не позволила гордость, пришлось усадить главного героя за руль заокеанского "мустанга". Не оригинально, конечно, зато зрелищно, чего уж там.

Так же хорошо, что бо́льшую часть картины Браэин посвятил резвым покатушкам по живописным нордическим дорогам своей отчизны. Чем и спас фильм в прокате, сделав его зрелищным, прибыльным и достойным сиквела, который и был снят через пару лет всё тем же Халлвардом. Однако, сосредоточься он вдруг не на гонках, а на истории, что рассказывается в перерывах между ними, и всё - пиши пропало. Увы, но хоть здешний сценарий и пропитан юмором, он не представляет собой абсолютно ничего уникального. Вдобавок очень похожую картину под названием "Need for Speed: Жажда скорости" (экранизация одноименной видеоигры) сняли в тот же самый год американцы. И в ней, и в "Скандинавском форсаже" во главе сюжета стоит большая гонка на тысячи километров. Разве что герой "Жажды" мчится вперед на более современном "мустанге", стремясь наказать подставившего его негодяя, а герой норвежской картины Рой хочет лишь взять реванш у опозорившего его соперника. И попутно налаживает взаимоотношения со своей дочерью-подростком, которую не видел три года (почему - долгая история) и которая волею обстоятельств навязалась к нему в попутчицы. Ну и еще в "Жажде" машинки были на порядок дороже и гламурнее, вплоть до суперкаров, о каких, естественно, Браэин со своим худосочным кошельком не мог и мечтать.

Спалились любовнички!.. Хотя чем эти двое там на самом деле занимались, не снимая слесарных комбинезонов, чёрт бы их знал. Может, и впрямь болты на масляном картере вместе подтягивали.
Спалились любовнички!.. Хотя чем эти двое там на самом деле занимались, не снимая слесарных комбинезонов, чёрт бы их знал. Может, и впрямь болты на масляном картере вместе подтягивали.

***

В общем, на удивление крепенький стритрейсинговый экшен из страны, где даже нет своего гражданского автопрома, зато полным-полно адски суровых законов, карающих за нарушение ПДД. Как бы то ни было, вопреки моим опасениям, "Скандинавский форсаж" оказался не кустарной поделкой в духе эконом-версий первого "Форсажа", что по сей день клепаются во всём мире, а очень даже смотрибельным кино. В котором, правда, кроме мчащихся по дороге, ярких "тачек" больше глядеть и не на что. Зато все местные автогонки, несмотря на свою малобюджетность и умеренную агрессивность, сняты глазоприятно, стильно и рычат вполне себе по-взрослому. Так что кому такое по нраву - налетай и радуйся.

Обзор на "Скандинавский форсаж 2" - по этой ссылке.

План "Перехват" по-норвежски и теория Хаоса, похоже, очень близкородственные понятия.
План "Перехват" по-норвежски и теория Хаоса, похоже, очень близкородственные понятия.