(2014, Норвегия)
За последние полтора десятка лет только самые отсталые страны планеты не снимали кино про уличных гонщиков - стритрейсеров. Да и чей уважающий себя кинематограф мог обойти стороной эту модную тему? Настолько популярную, что дюжина фанатов стритрейсинга всегда отыщется даже в моём захолустье, а уж сколько их раскатывает, фырча моторами, по большим городам, трудно себе представить. Вот и в Норвегии их однажды накопилось так много, что они, как те жёны ковбоев из "Человека с бульвара Капуцинов", стали ходить толпами по улицам и скандировать "Хотим фильму! Хотим фильму!".
Ну что ж, грех было не уважить эту пропахшую высокооктановым бензином, многочисленную группу налогоплательщиков. И поручили столь ответственное дело Халлварду Браэину, оператору знакомого многим читателям моего канала, дивного треш-сатирического абсурда "Охотники на троллей".
Примечательно, что в "Скандинавском форсаже" Халлвард не стал пытаться усидеть на двух стульях. И, отдав кинокамеру другому оператору, целиком и полностью сосредоточился на режиссуре. И правильно. Для фильма, снятого за 4-5 млн. $ (в приблизительном пересчете с норвежских крон на баксы) он выглядит достаточно "жирно" и щеголяет яркой, динамичной картинкой. Единственное, что демаскирует его скромный бюджет, это отсутствие крутых автотрюков - для картины о нелегальных автогонках их до обидного мало. А те, что здесь всё же есть, поставлены без особого размаха и раздербанистости (впрочем, спасибо и за них). И потому Браэин пошел на хитрость, попытавшись компенсировать трюки "нелетальными" и менее затратными в исполнении, гоночными фишками: скоростным прохождением виражей, напряженными затяжными обгонами, дрифтом, игрой в кошки-мышки с полицией и нетипичными либо комичными дорожными ситуациями. Ну и, конечно же, съемками этого безобразия со всех мыслимых и немыслимых ракурсов. Что получилось у Халлварда почти столь же эффектно, как в культовом автотелешоу Top Gear (ныне сменившим прописку и название на Grand Tour), а это, между прочим, увесистый комплимент.
Так же хорошо, что бо́льшую часть картины Браэин посвятил резвым покатушкам по живописным нордическим дорогам своей отчизны. Чем и спас фильм в прокате, сделав его зрелищным, прибыльным и достойным сиквела, который и был снят через пару лет всё тем же Халлвардом. Однако, сосредоточься он вдруг не на гонках, а на истории, что рассказывается в перерывах между ними, и всё - пиши пропало. Увы, но хоть здешний сценарий и пропитан юмором, он не представляет собой абсолютно ничего уникального. Вдобавок очень похожую картину под названием "Need for Speed: Жажда скорости" (экранизация одноименной видеоигры) сняли в тот же самый год американцы. И в ней, и в "Скандинавском форсаже" во главе сюжета стоит большая гонка на тысячи километров. Разве что герой "Жажды" мчится вперед на более современном "мустанге", стремясь наказать подставившего его негодяя, а герой норвежской картины Рой хочет лишь взять реванш у опозорившего его соперника. И попутно налаживает взаимоотношения со своей дочерью-подростком, которую не видел три года (почему - долгая история) и которая волею обстоятельств навязалась к нему в попутчицы. Ну и еще в "Жажде" машинки были на порядок дороже и гламурнее, вплоть до суперкаров, о каких, естественно, Браэин со своим худосочным кошельком не мог и мечтать.
***
В общем, на удивление крепенький стритрейсинговый экшен из страны, где даже нет своего гражданского автопрома, зато полным-полно адски суровых законов, карающих за нарушение ПДД. Как бы то ни было, вопреки моим опасениям, "Скандинавский форсаж" оказался не кустарной поделкой в духе эконом-версий первого "Форсажа", что по сей день клепаются во всём мире, а очень даже смотрибельным кино. В котором, правда, кроме мчащихся по дороге, ярких "тачек" больше глядеть и не на что. Зато все местные автогонки, несмотря на свою малобюджетность и умеренную агрессивность, сняты глазоприятно, стильно и рычат вполне себе по-взрослому. Так что кому такое по нраву - налетай и радуйся.
Обзор на "Скандинавский форсаж 2" - по этой ссылке.