Найти тему

Легенда о Пелагии

Персонаж, о котором мне бы хотелось рассказать, имеет для Испании огромное значение - и вместе с тем очень мало известен за её пределами. А жаль, поскольку его биография, даже если отбросить явно мифические и приукрашенные моменты, заслуживает того, чтобы лечь в основу хорошего историко-приключенческого блокбастера. История в принципе, если дать себе труд в ней покопаться, с завидным постоянством выдаёт сюжеты, дающие сто очков вперёд любой выдумке. За этим, по секрету, я ей увлекаться и начал.

События, о которых пойдёт речь, происходили в начале VIII века. Испания того времени была типичным "варварским королевством", возникшим на руинах Западной Римской империи. Этот устоявшийся термин, впрочем, вопреки стереотипам не означал какой-то первозданной родоплеменной дикости. Былой высокий уровень культуры, и без того в последний век существования империи серьёзно просевший, конечно, на тот момент уже ушёл в прошлое, сметённый разрушительными войнами с их неизменными спутниками - голодом и болезнями. Однако, бывшие римские федераты (варвары, получившие разрешение поселиться в той или иной провинции), после гибели метрополии окончательно независимыми, кое-чего от романизированного населения нахвататься всё-таки успели, хотя и не особо стремились водить с ним дружбу. В результате, их королевства по факту оставались во многом всё теми же римскими провинциями. Только теперь пресловутая "вертикаль власти" в них не уходила на берега Тибра, а заканчивалась на, можно сказать, этнической ОПГ пришлых германцев, получивших привилегированное положение. Жизнь завоёванных провинций их волновала исключительно в разрезе регулярного получения податей и дележа наделов, а так они были, в общем-то, сами по себе. И как знать, уж не оттуда ли растёт гипертрофированная спесь средневекового европейского дворянства? Нет, конечно, льющееся из ушей высокомерие и мнение о простонародье, как о людях третьего сорта, были свойственны элитариям всех времён и народов, но чтобы настолько прямолинейно, откровенно и основательно, когда презрению к черни практически поэмы посвящались - это, всё-таки, уже явление немного особенное.

Впрочем, к тому моменту со времени окончательного падения Рима прошло два с половиной столетия. А за такой срок, как не обосабливайся, определённое взаимопроникновение культур всё равно получится. Одним из результатов последнего и был наш герой. Поздние летописцы, конечно, выводили его родословную напрямую к вестготским королям. Однако, его имя - Пелагий (испанцы произносят его как "Пелайо"), - ни единого раза не готское. Что в условиях привычки вестготов к обособлению может считаться достаточным основанием для того, чтобы заподозрить здесь иберо-римское происхождение хотя бы по материнской линии. Впрочем, и кровь вестготов в его жилах явно присутствовала, поскольку его отец был герцогом Астурии. Попадание на этот пост представителя завоёванных аборигенов крайне маловероятно.

А Фавила, отец Пелагия, был не просто одним из высших феодалов королевства, но ещё и одним из самых уважаемых. Об этом говорит то, что когда наследника престола Витицу отправили в Галисию тренировать управленческие навыки, Фавила был приставлен к нему в качестве опекуна и ментора. А это, согласитесь, не каждому доверят.

ПрЫнц, впрочем, оказался с характером, и хоть как-то считаться с Фавилой, а уж тем более - слушаться его, категорически не пожелал. Когда же тот попытался надавить на своевольного юнца, Витица своего ментора взял, да и зарубил. О, простые нравы седой старины!

Разумеется, без последствий это не осталось, и когда Витица взошёл на трон, Пелагий тут же возглавил заговор по его устранению. Заговор, однако, провалился, и нашему герою пришлось бежать в родную Астурию. Что, кстати, многое говорит о степени централизованности варварских королевств: даже очень провинившегося перед центральной властью феодала никакой возможности выкурить из его домена не было. Тем более, из такого домена, как Астурия, с её-то весьма гористым ландшафтом.

Кстати, что-то мне вся это история слегка напоминает. Хотя, Витица был значительно более вменяемым, потому и на троне просидел подольше.
Кстати, что-то мне вся это история слегка напоминает. Хотя, Витица был значительно более вменяемым, потому и на троне просидел подольше.

Тем временем, проправив около восьми лет, Витица скончался. Согласно хроникам - по естественным причинам. На самом же деле - кто знает? Для значительной группы феодалов он был костью в горле - настолько, что после его смерти те наплевали на завещание покойного короля и передали престол не кому-то из сыновей Витицы, а герцогу Бетики Родериху, бывшему по отношению к королевской династии седьмой водой на киселе, а то и вовсе никак с ней не связанному. Но все сделали вид, что так и надо - кроме, разумеется, сыновей и сподвижников Витицы, которые хоть и оказались в нужный момент в меньшинстве, но всё-таки сохраняли значительное влияние. Достаточное для того, чтобы начать гражданскую войну. На их стороне выступила знать Таррагоны и Септимании, кроме того, им удалось взбаламутить басков, имевших свои счёты, пожалуй, к любой испанской власти с тех самых пор.

В ответ на это новый король приблизил к себе всех, у кого были счёты к Витице. Особое место среди них занял Пелагий, получивший почётную и ответственную должность командующего личной королевской охраной. В целом же против мятежников объединилась практически вся страна, кроме лояльного им северо-востока, и они начали терпеть поражение. Но добить их сторонники нового короля не успели - поскольку с юга пришла новая угроза. До границ Испании докатилась волна арабских завоеваний.

-3

Расположенный на южном берегу Гибралтарского пролива город Сеута в те годы принадлежал Византии. Однако, помощи против наступающих арабов Константинополь ему оказать не мог. Далековато он был, да и ромеям самим тогда помощь была нужна. Потому наместник Сеуты решил запросить подкреплений у Родериха. И, видимо, переоценив цивилизованность вестготского короля, отправил в составе посольства свою дочь. Чтобы, значит, в случае нападения арабов она была в сравнительно безопасном Толедо, а не в осаждённой и штурмуемой Сеуте.

Родерих, однако, проявил себя отморозком, ставящим персональные вожделения выше дипломатического этикета и политической целесообразности, и несчастную девушку обесчестил. Узнав об этом, наместник Сеуты пришёл в ярость, без боя сдал свой город арабам и предоставил им корабли для переправы войск в Испанию.

На первый взгляд, эта история выглядит чем-то вроде сентиментального мифа. Однако - только на первый взгляд. Жесты с отправкой детей под опеку предполагаемому союзнику были достаточно обыденными выражениями в средневековом дипломатическом языке. Дочь наместника, фактически, символизировала собой всю Сеуту. Но на свою беду девушка не была вестготкой - что, с учётом характерных социально-этнических задвигов "варварских королевств", и предопределило отношение к ней. Сознательно, или по недомыслию, но Родерих своими действиями дал понять, в какой позе он видит Сеуту в будущем. И, если кроме естественного отцовского бешенства в подобной ситуации, перед наместником этого города как перед политиком после случившегося встал выбор: или быть человеком второго сорта под властью арабов, или третьим сортом под властью вестготов. Выбор очевидный, с какой стороны не посмотри.

Как к этому отнёсся Пелагий - неизвестно, но с учётом того, что он сам был не стопроцентным вестготом - вряд ли позитивно. Что, впрочем, уже скорее относится к области домыслов. Так или иначе, когда арабы вторглись в Испанию и стали одерживать первые победы, он не переметнулся на сторону вторженцев, как сыновья Витицы с их сторонниками и ряд других излишне гибких феодалов, а остался на стороне короля, и на его стороне сражался в роковой битве при Гвадалете, где основные силы вестготов были разгромлены, а Родерих убит.

-4

Часть вестготов, в том числе и Пелагий, уцелела и отступила к Толедо, тогдашней столице. Однако, для обороны их не хватало, и когда арабы подошли к городу, вестготы отступили вновь. Часть из них бежала во Францию. Пелагий же привычно укрылся в родной Астурии.

В целом для преимущественно иберо-римского населения Испании арабы были ничуть не большими чужаками, чем ранее вестготы, а порядки при них, надо заметить, были мягче. Что, наверное, больше говорит не об арабском гуманизме, а о вестготской суровости, но тем не менее.

Однако, Астурия на этом фоне выделялась, и не в последнюю очередь тем, что их герцог Пелагий был не настолько чужим для своих подданных. К тому же, романизированные горцы-астуры и без того были сильно себе на уме. И потому, пока прочие испанские провинции сдавались арабам одна за другой, именно Астурия стала центром притяжения для всех, кто хотел драться.

Арабы, надо заметить, не стремились к лобовому столкновению с Астурией, и поначалу старались Пелагия всячески обхаживать. Но безуспешно - именно Пелагий встал во главе сопротивления. Когда же астуры и укрывшиеся среди них вестготы солидарно избрали Пелагия своим королём, особых вариантов действия у них не осталось. Поскольку это была, пожалуй, наиболее красноречивая форма отказа от поста арабского наместника над Астурией, совмещённая, до кучи, с открытым вызовом. И тогда арабы, наконец, отправили против Пелагия карательный отряд.

Помните, что говорилось про ландшафт Астурии? Вот им Пелагий и воспользовался. Собрав имевшиеся в его распоряжении войска, новоиспечённый астурийский король выбрал в качестве места для решающего сражения долину Ковадонга, где крутые горные склоны фактически стали для его армии естественными полевыми укреплениями. Арабам даже пришлось применить осадные орудия. Однако, тут и проявилось ключевое отличие горных склонов от крепостных стен - вниз на арабское войско во множестве покатились запущенные астурийцами камни и стволы деревьев. Эта рукотворная лавина и решила исход сражения. Второй же отряд, запоздало выдвинувшийся на подмогу разгромленному, ожидала засада, где он и был полностью уничтожен.

Памятник Пелагию (Пелайо) на месте того самого сражения
Памятник Пелагию (Пелайо) на месте того самого сражения

После этого арабы не нашли ничего лучше, чем махнуть на Пелагия рукой. Слишком уж дорогой им показалась цена, которую пришлось бы уплатить за завоевание маленькой и не слишком-то богатой Астурии. Однако, с их стороны это было роковой ошибкой. Поскольку, несмотря на не самое высокое практическое значение битвы при Ковадонге, её символическое значение было огромным. Выяснилось, что с доселе непобедимыми арабами можно успешно сражаться. Даже более того.

После битвы при Ковадонге отдельные вестготы и отдельные иберо-римляне, по факту, закончились. И начались испанцы.