Найти тему

Государство Ойум. Прототип Рохана из "Властелина Колец"

Где-то с десятилетие назад среди людей, прочитавших "Властелин Колец", было в ходу такое развлечение: "угадывать", кого именно Толкин подразумевал под тем или иным выдуманным им народом или государством. Возможно, и сейчас что-то такое наблюдается, хотя я давно таких обсуждений не видел. Версии при этом выдвигались разные. И что Мордор - это намёк на Третий Рейх, и что эльфы символизируют евреев, и многое другое. Рохан же отечественные слегка-толкинувшиеся особенно любили выводить к родному казачеству.

Что же, Профессор и впрямь очень многое не с нуля выдумал, а подсмотрел и творчески переработал. Вот только областью подсматривания для него была отнюдь не разворачивавшаяся на его глазах новейшая история, а европейская мифология, от греческих мифов и кельтских легенд до скандинавских саг и финской "Калевалы". И образ Рохана происходит из древнеисландской "Саги о Хервёр". Собственно, оттуда роханцы, как этакие викинги, променявшие верные драккары на лихих скакунов, и были срисованы. И в оригинале это были готы. Которые в определённый момент своей истории действительно были на вид вылитыми роханцами. И при этом - сущими бандитами. Но обо всём по порядку.

-2

Готы после прибытия из Скандинавии в Восточной Европе закрепились, в общем-то, по той простой причине, что римлянам было объективно не до того, кто там окопался на северной оконечности Янтарного пути и заявил, что отныне мимо него проезд платный. То есть, торговый маршрут это был, конечно, важный, поскольку янтарь в Средиземноморье любили и ценили. И рост цены на него особого удовольствия не вызывал. Но чтобы действительно пытаться на это безобразие повлиять... Это же, пожалуй, и легионы пришлось бы вдаль от границ вести, а они поближе нужны. Всё-таки, в провинциях временами неспокойно, да и парфянка, как обычно, гадит.

Проблема, впрочем, на самом деле была несколько серьёзнее. Своим выходом на историческую сцену готы породили не только колебания цен на рынке янтаря, но и цепочку обид, протянувшуюся от устья Вислы, где они высадились, в южном направлении. В конце концов, эта часть важного торгового маршрута и до готов была не без присмотра. Соответственно, тем племенам, которые готы с хлебного места вытеснили, пришлось поправлять дела за счёт соседей. Их соседям не осталось ничего, кроме как проделать то же самое со своими соседями. Последним же в этой цепочке пришлось ходить в набеги через римскую границу - первые за очень длительное время.

Римлянам это, само собой, не понравилось, и правивший тогда Марк Аврелий взялся навести порядок. Причём, судя по тому, что наступавшие на север легионы он возглавил лично, намерения его были более чем серьёзны и в перспективе должны были привести к очередному существенному расширению империи. Но этим планам было не суждено сбыться - началась эпидемия чумы, унёсшая жизнь императора, выкосившая уже начавшую побеждать армию и нанёсшая тяжелейший урон римской экономике. Дыра вместо бюджета не только заставила римлян забыть о дальнейшей экспансии, но и привела вскорости к череде кровопролитных гражданских войн, за которыми наличие едва ли не на краю обжитой Ойкумены каких-то там рэкетиров выглядело чем-то не таким уж важным.

Но экономические проблемы Рима частично по этим самым рэкетирам и ударили. Товаропоток на Янтарном пути катастрофически снизился за неплатежеспособностью основных потребителей янтаря. Дань стало собирать особо не с чего. А готов за более-менее тучные годы стало многовато. И тогда значительная их часть отправилась осваивать новые территории - на юго-восток, к берегам Днепра. Эти края готы называли Ойум. В переводе с их языка - "страна вод".

Народ там жил мирный и спокойный, поскольку воевать им до прихода готов было особо и не с кем. А свободных пахотных земель при этом было навалом. Единственное, на распашку лесостепи косо смотрели кочевники сарматы и аланы, почему то считавшие её своей. А так - райское место! В котором готы и принялись наводить свои порядки. То есть, ставить в живописных и при этом стратегически грамотно расположенных местах укреплённые хутора. Появление такого хутора неподалёку автоматически означало, что во избежание большого битья местным теперь следует работать на готов. Хорошая новость - стало можно пахать и сочный степной чернозём. А для решения проблемы с аланами и сарматами готы сами массово сели на коней. Как видите, узнаваемый образ уже отчасти начинает прослеживаться.

Но готы не были бы собой, если бы сложившимся положением удовольствовались и стали постепенно превращаться сугубо в воинскую касту нового композитного племенного объединения. И уже спустя десять лет после переселения они направили своих коней в первый набег на римское приграничье. А ещё через двадцать лет римляне уже платили готам ежегодную дань, чтобы избежать новых набегов. Когда же из-за чехарды "солдатских императоров", сменявших друг друга на престоле мало что не ежегодно, с выплатой дани возникли перебои, готы принялись зверствовать, и, увы, успешно. Судить об этом можно по тому, что в одном из набегов они сожгли Афины, Коринф, Аргос и Спарту - города отнюдь не приграничные.

Впрочем, к концу III века римляне наконец вспомнили, кто здесь региональный гегемон, и всё-таки разбили вымогателей, загнав их обратно в их Ойум и на ближайшие сто лет обезопасили себя от новых набегов. После чего принялись постепенно выбираться из кризиса, в который сами себя загнали в начале века.

Готы, впрочем, без дела не остались. В то же время из-за отсутствия средств на нормальные гарнизоны римляне были вынуждены оставить Дакию. И готы успешно включились в её делёж и ограбление - да настолько лихо, что чуть не вырезали под корень вандалов, спасшихся только на римской территории. Кроме того, выбирались готы на предмет пограбить и на восток, к Волге, по которой двигалось в направлении Ирана добываемое на Урале золото (да, горная промышленность на Урале действительно такая старая, и даже ещё старше).

Так продолжалось около сотни лет. После чего нелёгкая принесла с востока гуннов. И, как будто этого было мало, с приходом гуннов массово восстали местные готские данники, почувствовавшие, что на их угнетателей наконец-то нашлась управа. От ряда племён этих восставших мы с вами и происходим. Что же до готов, то на этом их ойумский "роханский" период закончился. И начался другой, более известный. Тот, где они стали могильщиками Римской империи.

В общем, вот такой вот у роханцев прототип. А ведь приличными людьми казались...