В годовщину теракта 11 сентября снова звучат слова о том, что "мир изменился". Действительно, атака на башни-близнецы отразилась не только на американцах. Спустя семь лет, набирая сообщение в заблокированном Телеграме, помните - это тоже эхо 09/11.
Теракт, в котором погибли более 3 тыс. человек, развязал руки разведке и органам госбезопасности США. Как результат - уничтожение главаря запрещенной в РФ решением суда террористической группировки "Аль-Каида" Усамы бен Ладена. Как побочное действие - колпак, под которым оказались сначала сами американцы, а потом и весь мир. Большой брат, большая прослушка, большая слежка - детище того самого теракта во Всемирном торговом центре.
Через месяц после нападения власти США приняли "Патриотический акт". Этот федеральный закон давал полиции и спецслужбам широчайшие полномочия, а ФБР разрешил прослушивать частные разговоры и вести электронную слежку. Этот факт не очень волновал привыкших к неприкосновенности частной жизни американцев, пока не разразился скандал с участием Эдварда Сноудена. В 2013 его имя было у всех на слуху. Сотрудник Агентства национальной безопасности рассказал СМИ о масштабах слежки, которая касалась не только граждан США, но и жителей других государств.
Программа PRISM, которая мониторила переговоры и переписку, работала при содействии Apple, Microsoft,Facebook, YouTube, Apple, Skype и Google. В АНБ стекались также сведения о всех совершенных в стране звонках - их предоставляли сотовые операторы. Причем спецслужбы получали данные вплоть до IMEI телефонов.
Сноуден в итоге получил убежище в России, но и нашу страну не минул тренд великой слежки. В США с приходом к власти Барака Обамы "Патриотический акт" сменил внешне более мягкий "Акт о свободе в США". Но и он не отменял тотального контроля за разговорами, мессенджерами и почтой американцев.
В России слежка, которая также ведется под флагом предотвращения проявлений экстремизма и терактов, набирает обороты. Так, с 1 июля этого года вступил в силу "пакет Яровой". Он обязал операторов связи и интернет-провайдеров хранить данные клиентов полгода. Речь идет о звонках, письмах, пересланных файлах. Кроме того, с 1 октября операторы связи должны начать хранить сведения об интернет-трафике абонентов за 30 суток. Операторы уже взвыли из-за перспектив многомиллиардных трат на хранение огромных массивов данных.
Еще один скандал этого года - попытки блокировать Телеграм. Мессенджер создателя "ВКонтакте" Павла Дурова, по данным спецслужб, использовали террористы для планирования взрыва в метро Петербурга в апреле 2017 года.
Согласно приказу ФСБ № 432 от 19 июля 2016 года, организаторы распространения информации должны передавать в это ведомство ключи для расшифровки переписки пользователей.
Телеграм заявил, что выдать такие ключи не может технически. Павел Дуров ссылался на 23 статью Конституции, дающей россиянам право на тайну переписки и телефонных переговоров. Суд встал на сторону Роскомнадзора, и в апреле начался процесс блокировки Телеграм. Под раздачу попали Твиттер, Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники", но, правда, их заблокировали всего на несколько часов.
По стране в апреле прокатились акции протеста против блокировки Телеграм. И те самые бумажные самолетики, которые запускали протестующие, тоже были эхом теракта 11 сентября.
Читайте также:
История блокировок Роскомнадзора России
Путин, Миллер и другие «питерские»: как сложилась судьба команды Собчака
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса