Одним из выдающихся свершений в жизни Николая Константиновича Рериха, всемирно известного художника, философа, ученого, путешественника и общественного деятеля, стала крупнейшая в XX столетии знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, которая продолжалась с 1924 года по 1928 год. Ее путь пролегал через Индию, Китай, Монголию, Тибет, а часть маршрута прошла по России и Алтаю. Все чаще современные исследователи обращаются к изучению материалов этой экспедиции. В России, на Украине, в Республике Беларусь и в Болгарии прошли научные конференции и выставки по этой теме. Кроме того, за последние годы было организовано несколько экспедиций по алтайской части маршрута Н.К.Рериха.
С 26 июня по 14 июля 2009 года по инициативе нескольких культурно-просветительских организаций состоялась одна из таких экспедиций. Ее задачи: пройти по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, совершить восхождение на несколько горных вершин, связанных с именами Рерихов, уточнить их высоты и координаты, установить на вершинах специальные памятные знаки с названиями. В экспедиции приняли участие Ирина Мершина из Анжеро-Судженска (руководитель), Александр Лобачевский (Кемерово), Светлана Блошенко (Прокопьевск) и Сергей Скородумов (Ярославль).
Уймонский магнит
Маршрут оказался нелегким, но увлекательным. Первая остановка – Уймонская долина, одно из колоритных мест Алтая. Внешне долина напоминает огромную чашу, обрамленную с одной стороны Теректинским, а с другой – Катунским хребтами. По вечерам солнце окрашивает горы в самые разные оттенки синего цвета. По долине несет свои воды красавица-Катунь. И все вместе это создает ощущение удивительного покоя и гармонии. Но более всего нас, участников экспедиции, поразила неожиданная встреча с культурой и мудростью старой Руси.
Приехав сюда из разных регионов России, мы соприкоснулись с бытом русских староверов, которые в XVII–XVIII веках бежали в Уймонскую долину от реформ патриарха Никона. Здесь они обрели новую родину, сохранив при этом самобытную культуру, особенности речи, обычаи, устои, этику человеческих отношений. А это, по их мнению, означало – крепкие семьи, добротные дома, хорошее хозяйство. Они справедливо полагали, что Бог не любит унылых и ленивых, а потому – бедных. Почитали родителей. Не принято было ругаться и курить. Говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак». Каждый этап их жизни, от рождения до ухода, сопровождался красивыми и мудрыми обычаями. Среди них – бережное отношение к природе. Для старовера вывалить мусор или вывезти навоз на берег реки считалось недопустимым. Хозяек, которые выливали грязную воду в реку, всячески порицали. А подрастающее поколение поучали: «Не кидайте камни в речку, это ведь Христовы слезы». Без нужды не рвали травы и цветы. Охотились в меру. Так, встреча с белым маралом служила сигналом для прекращения охоты. Считалось это знаком того, что природа просит пощады.
Под натиском цивилизации к началу XXI века многое из исторического прошлого староверов могло быть утрачено. Но благодаря подвижническому труду местного историка Раисы Павловны Кучугановой в селе Верхний Уймон был организован Музей истории и культуры Уймонской долины. Для Раисы Павловны музей – не просто учреждение культуры, а сама жизнь. И поведала она нам историю уймонских староверов так, будто сама была очевидцем и летописцем многовековых событий. Ее речь изобиловала притчами, пословицами и впитала в себя всю мудрость этого края. Раиса Павловна – автор нескольких книг об уймонских староверах, выступает с докладами на международных научных конференциях. Она рассказала нам, что Уймонская долина – край легенд и преданий и в фольклоре староверов есть очень интересные рассказы о Беловодье – стране праведных, где царствуют добродетель и справедливость. Когда-то большие группы старообрядцев уходили на поиски этой таинственной страны в сторону Китая. На Алтае и сейчас еще живут 75–80-летние старики, которые в бытность свою детьми принимали участие в этих поисках. Через Уймонскую долину летом 1926 года пролегал маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Изучая Алтай, Рерих писал о великом будущем этих мест: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу». Сегодня Верхний Уймон, где открыты три музея и школа искусств, становится своего рода магнитом, который притягивает истинных подвижников культуры. Так, в поселке Усть-Кокса бывший летчик Леонид Калошин на общественных началах организовал библиотеку, которая к настоящему времени стала членом российской и международной библиотечных ассоциаций. Светлана Овсянникова, специалист с высшим музыкальным образованием, переехала сюда из Минска и трудится в школе искусств. В долине живут также открытые для творческого общения художники, мечтающие создать здесь культурно-выставочный центр. Думается, эти места, действительно, ждет большое будущее. А нас, участников экспедиции, впереди ждали горы.
Царство белых исполинов
Если верблюд – «корабль пустыни», то лошадь – «вездеход» Алтая. Это умное животное, перевозящее людей и грузы, может пройти по узким и каменистым горным тропинкам через многие перевалы. Два дня конного перехода от поселка Тюнгур, и мы – на Кучерлинском озере.
В его глади отражаются снежные вершины. Любопытные бурундуки, которые совсем не боятся туристов, приходят к месту наших стоянок. Здесь тепло, а на заснеженных высотах, куда нам предстояло подняться, весна еще только начиналась. Оказывается, наша группа – едва ли не единственная, рискнувшая так рано выйти на маршрут в этих местах. Что же ждало нас впереди? Первый «сюрприз»: высоко в горах появился медведь, который тут же скрылся в зарослях. Мы начали подъем по узкой крутой тропе к Зеленому озеру.
Буквально в считанные часы перед нами предстали различные климатические зоны. Так, мощные кедры сменялись небольшими деревцами и кустиками, затем появились заросли карликовой березы. Зона субальпийских лугов кое-где была покрыта снегом. А еще выше наш маршрут пролегал через каменные «джунгли» и царство снегов. С первых шагов мы начали проваливаться в снег – где по колено, а где и по пояс. По этим огромным снежным сугробам нам предстояло передвигаться почти две недели. С ночевками на леднике, где воду для питья топят из снега на примусе с газовой горелкой. Вспоминались герои Джека Лондона с их неугасимой волей – преодолеть все и дойти до цели. Когда начинало припекать солнце, в горах с шумом сходили снежные лавины. То и дело со склонов с грохотом летели камни. Мы старались выбирать наиболее безопасный маршрут. И тут – новая «встреча». На снегу увидели свежие и четкие отпечатки мощных лап. Ошибки быть не могло: совсем недавно здесь прошел снежный барс, или, как его называют, ирбис! К счастью, близкое знакомство с этим сильным и опасным зверем не состоялось.
Хотя казалось, что он где-то рядом. Его отпечатки – грозное предупреждение – сослужили нам добрую службу. Так, на леднике Леонида, где предстояло провести четыре холодных ночевки, мы поставили палатку на снежную тропу, по которой проходил барс, точнее – прямо на эти самые отпечатки лап. Тропа оказалась самым безопасным местом на леднике: снежные лавины и камнепады проносились в стороне от нас.
А вот, наконец, и пик Учителя. Наше первое восхождение заняло около 9 часов. Сияло солнце. Снег сверкал настолько сильно, что пришлось воспользоваться специальными темными очками для защиты глаз. На фоне огромной горы ощущаешь себя таким маленьким. Долгий путь вверх – свободное лазание, потом со страховкой. Перед глазами – бесконечные камни и снег. Как в стихе хайку японского поэта Кобаяси Исса: «Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот».
Наконец, уставшие и счастливые, мы достигли покрытой снегом вершины. Впереди – снежный карниз, к которому очень опасно подходить, т.к. это может вызвать лавину и обвал вместе с ней. С помощью специального прибора-навигатора измерили координаты. Высота – 3781 метр.
Вокруг – рериховские пейзажи. Мы были просто восхищены потрясающим видом с вершины, который достоин только прекрасных строк поэта или красок художника. Не зря, наверное, некоторые исследователи переводят слово «Алтай» как «золотые горы». Посмотрев в сторону Казахстана, мы увидели одну горную гряду, за ней – другую, потом третью, четвертую... Царство гор и облаков. И возникло ощущение вечности. Как будто летишь высоко-высоко в пространстве над вершинами, облаками, временем. Мы сложили памятный знак на вершине и пошли назад среди строгих и безмолвных гор. Быстро темнело. На небе зажигались огромные звезды, в горах сверкали зарницы. В палатку мы вернулись уже ночью. Впереди – еще одно восхождение и несколько сложных перевалов.
Восхождение к главной вершине
В 2008 году наша команда участвовала в восхождении на безымянную вершину, которую было предложено назвать в честь Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (пик МЦР). Музей во главе с известным ученым-индологом, академиком Л.В. Шапошниковой является крупным международным научным и культурным центром. А в его разнообразных проектах воплощаются в наши дни многие мысли и идеи Рерихов. Во время нынешней экспедиции мы планировали новое восхождение на пик МЦР, но оказалось, что часть скального карниза, по которому мы поднимались в прошлом году, обрушилась, и нам пришлось искать другой путь. Долго взбирались по скалам с помощью веревок на перевал Дивногорцев. В пути нас ждал очередной «сюрприз». Сзади надвигались сгущающиеся облака, встреча с которыми не предвещала ничего хорошего. Мы едва успели взойти на седловину перевала, поставить прямо на снегу палатку и забраться внутрь. Облачный фронт настиг нас и дал «автоматную очередь» в виде снежной крупы, которая стала барабанить по стенкам палатки. Но мы уже были в безопасности. Дальнейший путь пролегал по снегу и камням.
Наконец, и пик МЦР! Высота – 3451 метр. Здесь нам открылся удивительно «космический» вид. Были прекрасно видны вершины и перевалы, которые еще в 1960–1980-е годы альпинисты назвали в честь членов семьи Рерихов: красивый пирамидальный пик, посвященный Николаю Константиновичу Рериху, изящный двойной пик «Урусвати» – в честь Елены Ивановны Рерих, вершина в честь их старшего сына, выдающегося ученого-востоковеда – пик Юрия Рериха.
А за горным хребтом расположена еще одна вершина: пик Святослава Рериха. Была видна и Восточная Белуха – величайшая вершина Сибири и Дальнего Востока.
Трудно ли покорять вершину? Наверное, слово «покорять» не вполне уместно. Правильнее сказать – надо стать созвучным этому суровому горному царству. Найти в себе силы, чтобы хотя бы на время возвыситься до мощи, силы и мужества этих вершин, их величественной красоты. Рука друга, прочность веревки – все должно быть предусмотрено. Даже нештатные ситуации, которые, порой, трудно предугадать. На горных высотах мы становимся другими.
Лучше ли? Наверное, просто честнее перед самими собой. Свои внутренние качества, чувства и эмоции невозможно скрыть ни от себя, ни от товарищей. Ты как бы совершаешь восхождение к своей вершине. Стараешься найти в себе все лучшее, сильное и надежное, до поры сокрытое в глубинах души. Ибо на равнине мы, как правило, в плену собственной значимости. А здесь, перед лицом вечных гор, эта мишура остается у подножия. И ты оказываешься уже не столь значительным, каким казался себе раньше, но настоящим. Поэтому если хочешь узнать, сколько в тебе этого настоящего, – сходи в горы и проверь себя. Там ты и в своих товарищах начинаешь чувствовать героическое начало, осознавая, что после всех этих испытаний готов идти с ними в любую разведку.
Наконец, обитель белого безмолвия позади. С помощью веревок и ледорубов мы спустились по снежной стене перевала «Рига-турист» и оказались в совершенно другом мире Долины семи озер. Страна снегов, как по волшебству, сменилась журчащими ручьями, озерами, цветами. Взрыв ароматов, буйство красок и переливы воды ошеломили.
Как же всего этого нам, оказывается, не хватало наверху! Совсем близкой мы увидели легендарную гору Белуху, воплощение Мудрости и Вечности, гордо возвышающуюся над вечерним покоем Аккемского озера. Как жаль, что времени оставалось так мало. Мы успели посетить Долину эдельвейсов и полюбоваться целыми полями этих удивительных ароматных цветов. Примечательно, что в горах принято здороваться с совершенно незнакомыми людьми, которые встречаются на маршруте. Наверное, горы обязывают нас быть внимательными друг к другу. Впереди нас ждали последние 36 километров с рюкзаками. Еще одна часть пути – по камням и пересеченной местности вдоль бурлящей молочно-белой реки Аккем, а затем – по более ровной дороге через перевал Кузуяк. Вспоминая этот и все предыдущие переходы, осознаешь, что в городе с такими тяжелыми рюкзаками не прошел бы, наверное, и четверти такого пути. Откуда берутся силы во время этих сложных марш-бросков? Каким образом женщины выдерживают такие нагрузки? Это просто загадка, какое-то особое состояние сознания, которое под силу разгадать лишь психологам. А может, эту энергию преодоления дает нам Алтай. Соприкосновение с его первозданной природой вызывает мысли по поводу ее хрупкости и беззащитности.
Подобных мест, где удивительная экосистема сочетается с древними и современными культурными традициями, следами переселения народов, осталось немного. Думаю, побывавшие на Алтае и почувствовавшие его уникальность путешественники будут по-иному относиться к природе после возвращения домой. Как хорошо, что грустная шутка «все меньше природы, все больше окружающей среды» пока еще не применима к этим местам!
Алтай прощался с нами фейерверком бабочек, симфоническим оркестром кузнечиков, букетами полевых цветов, синей далью гор и блеском снежных вершин. Река Кучерла, в струях которой отражались тысячи солнечных зайчиков, казалось, не хотела расставаться с нами и манила за собой. Наш обратный путь вновь пролегал через Уймонскую долину. Мы передали в дар Музею истории и культуры капсулу с землей из поселка Варницы, что под Ростовом Великим, с родины Преподобного Сергия Радонежского, которую пронесли через весь нелегкий алтайский маршрут. Так между Ярославским краем и далеким Алтаем возникла незримая духовная связь – дружбы, сотрудничества и взаимной симпатии. Побывав в этом заповедном краю несколько раз, я так и не смог до конца ответить на вопрос: «Что же такое Алтай?». Он многомерен и неизведан, как Космос и как сам человек. Алтай помогает раскрыть наш внутренний мир и совершить самое главное из всех восхождений – к своей духовной вершине.
Фотографии С.Скородумова
Справочная информация
Маршрут
С 26 июня по 14 июля 2009 года проходила экспедиция по Алтаю, организованная по инициативе Анжеро-Судженского, Кемеровского, Ярославского Рериховских обществ и Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра). В экспедиции приняли участие: Ирина Мершина, руководитель экспедиции (г. Анжеро-Судженск), Александр Лобачевский (г. Кемерово), Светлана Блошенко (г. Прокопьевск) и Сергей Скородумов (г. Ярославль).
Были поставлены следующие задачи: восхождение на несколько горных вершин, уточнение их высот и координат, установка специально изготовленных пирамид с названиями вершин, фотофиксация маршрута.
Все задачи в ходе экспедиции были успешно выполнены.
Участники экспедиции совершили конный переход от поселка Тюнгур до Кучерлинского озера, откуда поднялись к Синему озеру. Группа преодолела перевал Токмак (категория 2А) и организовала стоянку на леднике Леонида. Затем было выполнено радиальное восхождение на пик Учителя (высота 3781 м). На вершине участники восхождения установили специальную пирамиду и заложили капсулу с землей с родины Преподобного Сергия Радонежского (Ярославская обл., Ростовский район, пос. Варницы).
Далее группа вернулась на базовую стоянку, поднялась на перевал Дивногорцев (2Б) со стороны ледника Леонида и организовала стоянку на перевале. Отсюда было выполнено восхождение на пик Международного Центра Рерихов (высота 3451 м), где группа установила пирамиду с названием пика.
Затем группа спустилась с перевала Дивногорцев, по Западному леднику вышла к Синему озеру, преодолела перевал Рига-Турист (1Б) и через Долину семи озер спустилась к Аккемскому озеру, откуда вдоль реки Аккем вернулась в исходную точку маршрута.
Пик Учителя и Ученика.
Вершина расположена со стороны долины р. Кучерла рядом с вершиной Урусвати и пиком 20-летия Октября. Первовосхождения на обе эти вершины были совершены 21 августа 1983 года двумя альпинистами – А. Морозовым (руководитель) и Е. Маточкиным. Восхождение проходило по юго-западному склону из долины Мюшту-Айры. Спуск – по западному снежному гребню, который сначала понижается, а затем образует еще одну вершину, которая была названа пиком Ученика.
Пик Международного Центра Рерихов (МЦР).
Идея совершить восхождение на безымянную вершину и назвать ее в честь МЦР возникла в группе альпинистов на перевале Славутич 16 июля 2007 года во время культурно-образовательной экспедиции по Алтаю с восхождением на пик Урусвати и пик П.Ф. Беликова. Непосредственный выбор пика, расположенного между вершинами Урусвати и Учителя, а также официальный запрос в Алтайское межрегиональное управление геодезии и картографии осуществляла И.Л. Мершина. На момент восхождения вершина не имела официального названия.
В рамках Международной экспедиционной программы «Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай» (2008 год) состоялось два восхождения на эту вершину. В экспедиции приняли участие 92 человека из 25 городов России, Украины, Эстонии и Киргизии.
Публикации в СМИ:
С. Скородумов.«Планета Алтай». // Журнал «Прайм-Сфера», ноябрь-декабрь, 2009 г., стр.47-49.
Планета Алтай в Музее истории города Ярославля // Интернет-портал «Музеи России»,