Найти тему
Сергей Скородумов

Сергей Скородумов. Планета Алтай

Оглавление
Белуха на закате
Белуха на закате

Одним из выдающихся свершений в жизни Николая Константиновича Рериха, всемирно известного художника, философа, ученого, путешественника и общественного деятеля, стала крупнейшая в XX столетии знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, которая продолжалась с 1924 года по 1928 год. Ее путь пролегал через Индию, Китай, Монголию, Тибет, а часть маршрута прошла по России и Алтаю. Все чаще современные исследователи обращаются к изучению материалов этой экспедиции. В России, на Украине, в Республике Беларусь и в Болгарии прошли научные конференции и выставки по этой теме. Кроме того, за последние годы было организовано несколько экспедиций по алтайской части маршрута Н.К.Рериха.

С 26 июня по 14 июля 2009 года по инициативе нескольких культурно-просветительских организаций состоялась одна из таких экспедиций. Ее задачи: пройти по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, совершить восхождение на несколько горных вершин, связанных с именами Рерихов, уточнить их высоты и координаты, установить на вершинах специальные памятные знаки с названиями. В экспедиции приняли участие Ирина Мершина из Анжеро-Судженска (руководитель), Александр Лобачевский (Кемерово), Светлана Блошенко (Прокопьевск) и Сергей Скородумов (Ярославль).

Уймонский магнит

 Вечер в Уймонской долине
Вечер в Уймонской долине

Маршрут оказался нелегким, но увлекательным. Первая остановка – Уймонская долина, одно из колоритных мест Алтая. Внешне долина напоминает огромную чашу, обрамленную с одной стороны Теректинским, а с другой – Катунским хребтами. По вечерам солнце окрашивает горы в самые разные оттенки синего цвета. По долине несет свои воды красавица-Катунь. И все вместе это создает ощущение удивительного покоя и гармонии. Но более всего нас, участников экспедиции, поразила неожиданная встреча с культурой и мудростью старой Руси.

Приехав сюда из разных регионов России, мы соприкоснулись с бытом русских староверов, которые в XVII–XVIII веках бежали в Уймонскую долину от реформ патриарха Никона. Здесь они обрели новую родину, сохранив при этом самобытную культуру, особенности речи, обычаи, устои, этику человеческих отношений. А это, по их мнению, означало – крепкие семьи, добротные дома, хорошее хозяйство. Они справедливо полагали, что Бог не любит унылых и ленивых, а потому – бедных. Почитали родителей. Не принято было ругаться и курить. Говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак». Каждый этап их жизни, от рождения до ухода, сопровождался красивыми и мудрыми обычаями. Среди них – бережное отношение к природе. Для старовера вывалить мусор или вывезти навоз на берег реки считалось недопустимым. Хозяек, которые выливали грязную воду в реку, всячески порицали. А подрастающее поколение поучали: «Не кидайте камни в речку, это ведь Христовы слезы». Без нужды не рвали травы и цветы. Охотились в меру. Так, встреча с белым маралом служила сигналом для прекращения охоты. Считалось это знаком того, что природа просит пощады.

Вид на Уймонскую долину с горы Батун
Вид на Уймонскую долину с горы Батун

Под натиском цивилизации к началу XXI века многое из исторического прошлого староверов могло быть утрачено. Но благодаря подвижническому труду местного историка Раисы Павловны Кучугановой в селе Верхний Уймон был организован Музей истории и культуры Уймонской долины. Для Раисы Павловны музей – не просто учреждение культуры, а сама жизнь. И поведала она нам историю уймонских староверов так, будто сама была очевидцем и летописцем многовековых событий. Ее речь изобиловала притчами, пословицами и впитала в себя всю мудрость этого края. Раиса Павловна – автор нескольких книг об уймонских староверах, выступает с докладами на международных научных конференциях. Она рассказала нам, что Уймонская долина – край легенд и преданий и в фольклоре староверов есть очень интересные рассказы о Беловодье – стране праведных, где царствуют добродетель и справедливость. Когда-то большие группы старообрядцев уходили на поиски этой таинственной страны в сторону Китая. На Алтае и сейчас еще живут 75–80-летние старики, которые в бытность свою детьми принимали участие в этих поисках. Через Уймонскую долину летом 1926 года пролегал маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Изучая Алтай, Рерих писал о великом будущем этих мест: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу». Сегодня Верхний Уймон, где открыты три музея и школа искусств, становится своего рода магнитом, который притягивает истинных подвижников культуры. Так, в поселке Усть-Кокса бывший летчик Леонид Калошин на общественных началах организовал библиотеку, которая к настоящему времени стала членом российской и международной библиотечных ассоциаций. Светлана Овсянникова, специалист с высшим музыкальным образованием, переехала сюда из Минска и трудится в школе искусств. В долине живут также открытые для творческого общения художники, мечтающие создать здесь культурно-выставочный центр. Думается, эти места, действительно, ждет большое будущее. А нас, участников экспедиции, впереди ждали горы.

Царство белых исполинов

Если верблюд – «корабль пустыни», то лошадь – «вездеход» Алтая. Это умное животное, перевозящее людей и грузы, может пройти по узким и каменистым горным тропинкам через многие перевалы. Два дня конного перехода от поселка Тюнгур, и мы – на Кучерлинском озере.

Кучерлинское озеро
Кучерлинское озеро

В его глади отражаются снежные вершины. Любопытные бурундуки, которые совсем не боятся туристов, приходят к месту наших стоянок. Здесь тепло, а на заснеженных высотах, куда нам предстояло подняться, весна еще только начиналась. Оказывается, наша группа – едва ли не единственная, рискнувшая так рано выйти на маршрут в этих местах. Что же ждало нас впереди? Первый «сюрприз»: высоко в горах появился медведь, который тут же скрылся в зарослях. Мы начали подъем по узкой крутой тропе к Зеленому озеру.

Зеленое озеро
Зеленое озеро

Буквально в считанные часы перед нами предстали различные климатические зоны. Так, мощные кедры сменялись небольшими деревцами и кустиками, затем появились заросли карликовой березы. Зона субальпийских лугов кое-где была покрыта снегом. А еще выше наш маршрут пролегал через каменные «джунгли» и царство снегов. С первых шагов мы начали проваливаться в снег – где по колено, а где и по пояс. По этим огромным снежным сугробам нам предстояло передвигаться почти две недели. С ночевками на леднике, где воду для питья топят из снега на примусе с газовой горелкой. Вспоминались герои Джека Лондона с их неугасимой волей – преодолеть все и дойти до цели. Когда начинало припекать солнце, в горах с шумом сходили снежные лавины. То и дело со склонов с грохотом летели камни. Мы старались выбирать наиболее безопасный маршрут. И тут – новая «встреча». На снегу увидели свежие и четкие отпечатки мощных лап. Ошибки быть не могло: совсем недавно здесь прошел снежный барс, или, как его называют, ирбис! К счастью, близкое знакомство с этим сильным и опасным зверем не состоялось.

 Стоянка на леднике Леонида
Стоянка на леднике Леонида

Хотя казалось, что он где-то рядом. Его отпечатки – грозное предупреждение – сослужили нам добрую службу. Так, на леднике Леонида, где предстояло провести четыре холодных ночевки, мы поставили палатку на снежную тропу, по которой проходил барс, точнее – прямо на эти самые отпечатки лап. Тропа оказалась самым безопасным местом на леднике: снежные лавины и камнепады проносились в стороне от нас.

Ледник Леонида
Ледник Леонида

А вот, наконец, и пик Учителя. Наше первое восхождение заняло около 9 часов. Сияло солнце. Снег сверкал настолько сильно, что пришлось воспользоваться специальными темными очками для защиты глаз. На фоне огромной горы ощущаешь себя таким маленьким. Долгий путь вверх – свободное лазание, потом со страховкой. Перед глазами – бесконечные камни и снег. Как в стихе хайку японского поэта Кобаяси Исса: «Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот».

Пик Учителя
Пик Учителя

Наконец, уставшие и счастливые, мы достигли покрытой снегом вершины. Впереди – снежный карниз, к которому очень опасно подходить, т.к. это может вызвать лавину и обвал вместе с ней. С помощью специального прибора-навигатора измерили координаты. Высота – 3781 метр.

 На пике Учителя
На пике Учителя

Вокруг – рериховские пейзажи. Мы были просто восхищены потрясающим видом с вершины, который достоин только прекрасных строк поэта или красок художника. Не зря, наверное, некоторые исследователи переводят слово «Алтай» как «золотые горы». Посмотрев в сторону Казахстана, мы увидели одну горную гряду, за ней – другую, потом третью, четвертую... Царство гор и облаков. И возникло ощущение вечности. Как будто летишь высоко-высоко в пространстве над вершинами, облаками, временем. Мы сложили памятный знак на вершине и пошли назад среди строгих и безмолвных гор. Быстро темнело. На небе зажигались огромные звезды, в горах сверкали зарницы. В палатку мы вернулись уже ночью. Впереди – еще одно восхождение и несколько сложных перевалов.

Восхождение к главной вершине

Пик МЦР
Пик МЦР

В 2008 году наша команда участвовала в восхождении на безымянную вершину, которую было предложено назвать в честь Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (пик МЦР). Музей во главе с известным ученым-индологом, академиком Л.В. Шапошниковой является крупным международным научным и культурным центром. А в его разнообразных проектах воплощаются в наши дни многие мысли и идеи Рерихов. Во время нынешней экспедиции мы планировали новое восхождение на пик МЦР, но оказалось, что часть скального карниза, по которому мы поднимались в прошлом году, обрушилась, и нам пришлось искать другой путь. Долго взбирались по скалам с помощью веревок на перевал Дивногорцев. В пути нас ждал очередной «сюрприз». Сзади надвигались сгущающиеся облака, встреча с которыми не предвещала ничего хорошего. Мы едва успели взойти на седловину перевала, поставить прямо на снегу палатку и забраться внутрь. Облачный фронт настиг нас и дал «автоматную очередь» в виде снежной крупы, которая стала барабанить по стенкам палатки. Но мы уже были в безопасности. Дальнейший путь пролегал по снегу и камням.

На пике МЦР, сзади пик Учителя
На пике МЦР, сзади пик Учителя

Наконец, и пик МЦР! Высота – 3451 метр. Здесь нам открылся удивительно «космический» вид. Были прекрасно видны вершины и перевалы, которые еще в 1960–1980-е годы альпинисты назвали в честь членов семьи Рерихов: красивый пирамидальный пик, посвященный Николаю Константиновичу Рериху, изящный двойной пик «Урусвати» – в честь Елены Ивановны Рерих, вершина в честь их старшего сына, выдающегося ученого-востоковеда – пик Юрия Рериха.

Вид с пика МЦР на Зеленое озеро
Вид с пика МЦР на Зеленое озеро

А за горным хребтом расположена еще одна вершина: пик Святослава Рериха. Была видна и Восточная Белуха – величайшая вершина Сибири и Дальнего Востока.

Знамя Мира на пике Международного Центра Рерихов
Знамя Мира на пике Международного Центра Рерихов

Трудно ли покорять вершину? Наверное, слово «покорять» не вполне уместно. Правильнее сказать – надо стать созвучным этому суровому горному царству. Найти в себе силы, чтобы хотя бы на время возвыситься до мощи, силы и мужества этих вершин, их величественной красоты. Рука друга, прочность веревки – все должно быть предусмотрено. Даже нештатные ситуации, которые, порой, трудно предугадать. На горных высотах мы становимся другими.

Лучше ли? Наверное, просто честнее перед самими собой. Свои внутренние качества, чувства и эмоции невозможно скрыть ни от себя, ни от товарищей. Ты как бы совершаешь восхождение к своей вершине. Стараешься найти в себе все лучшее, сильное и надежное, до поры сокрытое в глубинах души. Ибо на равнине мы, как правило, в плену собственной значимости. А здесь, перед лицом вечных гор, эта мишура остается у подножия. И ты оказываешься уже не столь значительным, каким казался себе раньше, но настоящим. Поэтому если хочешь узнать, сколько в тебе этого настоящего, – сходи в горы и проверь себя. Там ты и в своих товарищах начинаешь чувствовать героическое начало, осознавая, что после всех этих испытаний готов идти с ними в любую разведку.

Пик Рериха
Пик Рериха

Наконец, обитель белого безмолвия позади. С помощью веревок и ледорубов мы спустились по снежной стене перевала «Рига-турист» и оказались в совершенно другом мире Долины семи озер. Страна снегов, как по волшебству, сменилась журчащими ручьями, озерами, цветами. Взрыв ароматов, буйство красок и переливы воды ошеломили.

Весна в горах
Весна в горах

Как же всего этого нам, оказывается, не хватало наверху! Совсем близкой мы увидели легендарную гору Белуху, воплощение Мудрости и Вечности, гордо возвышающуюся над вечерним покоем Аккемского озера. Как жаль, что времени оставалось так мало. Мы успели посетить Долину эдельвейсов и полюбоваться целыми полями этих удивительных ароматных цветов. Примечательно, что в горах принято здороваться с совершенно незнакомыми людьми, которые встречаются на маршруте. Наверное, горы обязывают нас быть внимательными друг к другу. Впереди нас ждали последние 36 километров с рюкзаками. Еще одна часть пути – по камням и пересеченной местности вдоль бурлящей молочно-белой реки Аккем, а затем – по более ровной дороге через перевал Кузуяк. Вспоминая этот и все предыдущие переходы, осознаешь, что в городе с такими тяжелыми рюкзаками не прошел бы, наверное, и четверти такого пути. Откуда берутся силы во время этих сложных марш-бросков? Каким образом женщины выдерживают такие нагрузки? Это просто загадка, какое-то особое состояние сознания, которое под силу разгадать лишь психологам. А может, эту энергию преодоления дает нам Алтай. Соприкосновение с его первозданной природой вызывает мысли по поводу ее хрупкости и беззащитности.

Подобных мест, где удивительная экосистема сочетается с древними и современными культурными традициями, следами переселения народов, осталось немного. Думаю, побывавшие на Алтае и почувствовавшие его уникальность путешественники будут по-иному относиться к природе после возвращения домой. Как хорошо, что грустная шутка «все меньше природы, все больше окружающей среды» пока еще не применима к этим местам!

Пик Ак-Оюк
Пик Ак-Оюк

Алтай прощался с нами фейерверком бабочек, симфоническим оркестром кузнечиков, букетами полевых цветов, синей далью гор и блеском снежных вершин. Река Кучерла, в струях которой отражались тысячи солнечных зайчиков, казалось, не хотела расставаться с нами и манила за собой. Наш обратный путь вновь пролегал через Уймонскую долину. Мы передали в дар Музею истории и культуры капсулу с землей из поселка Варницы, что под Ростовом Великим, с родины Преподобного Сергия Радонежского, которую пронесли через весь нелегкий алтайский маршрут. Так между Ярославским краем и далеким Алтаем возникла незримая духовная связь – дружбы, сотрудничества и взаимной симпатии. Побывав в этом заповедном краю несколько раз, я так и не смог до конца ответить на вопрос: «Что же такое Алтай?». Он многомерен и неизведан, как Космос и как сам человек. Алтай помогает раскрыть наш внутренний мир и совершить самое главное из всех восхождений – к своей духовной вершине.

Фотографии С.Скородумова

Справочная информация

-17

Маршрут

С 26 июня по 14 июля 2009 года проходила экспедиция по Алтаю, организованная по инициативе Анжеро-Судженского, Кемеровского, Ярославского Рериховских обществ и Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра). В экспедиции приняли участие: Ирина Мершина, руководитель экспедиции (г. Анжеро-Судженск), Александр Лобачевский (г. Кемерово), Светлана Блошенко (г. Прокопьевск) и Сергей Скородумов (г. Ярославль).

Были поставлены следующие задачи: восхождение на несколько горных вершин, уточнение их высот и координат, установка специально изготовленных пирамид с названиями вершин, фотофиксация маршрута.

Все задачи в ходе экспедиции были успешно выполнены.

Участники экспедиции совершили конный переход от поселка Тюнгур до Кучерлинского озера, откуда поднялись к Синему озеру. Группа преодолела перевал Токмак (категория 2А) и организовала стоянку на леднике Леонида. Затем  было выполнено радиальное восхождение на пик Учителя (высота 3781 м). На вершине участники восхождения установили специальную пирамиду и заложили капсулу с землей с родины Преподобного Сергия Радонежского (Ярославская обл., Ростовский район, пос. Варницы).

"Дух Алтая". На перевале Токмак
"Дух Алтая". На перевале Токмак

Далее группа вернулась на базовую стоянку, поднялась на перевал Дивногорцев (2Б) со стороны ледника Леонида и организовала стоянку на перевале. Отсюда было выполнено восхождение на пик Международного Центра Рерихов (высота 3451 м), где группа установила пирамиду с названием пика.

Затем группа спустилась с перевала Дивногорцев, по Западному леднику вышла к Синему озеру, преодолела перевал Рига-Турист (1Б) и через Долину семи озер спустилась к Аккемскому озеру, откуда вдоль реки Аккем вернулась в исходную точку маршрута.

Пик Учителя и Ученика.

Вершина расположена со стороны долины р. Кучерла рядом с вершиной Урусвати и пиком 20-летия Октября. Первовосхождения на обе эти вершины были совершены 21 августа 1983 года двумя альпинистами – А. Морозовым (руководитель) и Е. Маточкиным. Восхождение проходило по юго-западному склону из долины Мюшту-Айры. Спуск – по западному снежному гребню, который сначала понижается, а затем образует еще одну вершину, которая была названа пиком Ученика.

Пик Международного Центра Рерихов (МЦР).

Идея совершить восхождение на безымянную вершину и назвать ее в честь МЦР возникла в группе альпинистов на перевале Славутич 16 июля 2007 года во время культурно-образовательной экспедиции по Алтаю с восхождением на пик Урусвати и пик П.Ф. Беликова. Непосредственный выбор пика, расположенного между вершинами Урусвати и Учителя, а также официальный запрос в Алтайское межрегиональное управление геодезии и картографии осуществляла И.Л. Мершина. На момент восхождения вершина не имела официального названия.

В рамках Международной экспедиционной программы «Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай» (2008 год) состоялось два восхождения на эту вершину. В экспедиции приняли участие 92 человека из 25 городов России, Украины, Эстонии и Киргизии.

Публикации в СМИ:

С. Скородумов.«Планета Алтай». // Журнал «Прайм-Сфера», ноябрь-декабрь, 2009 г., стр.47-49.

Планета Алтай в Музее истории города Ярославля // Интернет-портал «Музеи России»,