Сейчас шутеры - самый популярный жанр видеоигр, шутерная механика присутствует в большинстве игр. При всем этом шутеры появились относительно недавно, а точнее 27 лет назад.
Рождение жанра
На вопрос о первом шутере от 1-го лица, многие из вас скажут: Wolfenstein 3D или Doom, но это не так. Первый шутер вышел в апреле 1991 года и назывался Hovertank 3D. Выпустила игру Id Software.
Сюжет был прост, вам нужно было спасать людей от мутантов во время ядерной войны. Геймплей был крайне медленным, а оружие не отображалось на экране.
В том же году вышла Catacomb 3D от тех же разработчиков, основным изменением стало отображение оружия.
Не прошло и года, как Id Software выпускают знаменитый Wolfenstein 3D, который ошибочно считается первым шутером.
В игре использовалась псевдотрёхмерность: уровни представлялись в трёхмерной перспективе, а враги и объекты оставались двумерными спрайтами.
Джон Кармак (один из основателей Id Software), считает технологии самым главным в видеоиграх, именно поэтому в первых шутерах не заморачивались с сюжетом, а технологии развивались довольно быстро.
Первый Doom 1993 года стал крайне важным моментом в истории видеоигр в принципе. Дизайн уровней стал сложнее, игрок мог перемещаться по-вертикали, хотя сами уровни в "разрезе" оставались двухмерными. Геймплей в разы ускорился.
Также немаловажным для развития жанра, являлся моддинг, который стал в разы проще в первом Doom. Часть моддеров того времени, со временем стали полноценными разработчиками.
На этом инновационный запал Кармака и его команды не истощился. В 1996 году в свет вышел Quake. Первый полностью трехмерный шутер.
Именно Quake популяризовал Speedrun (скоростное прохождение), из-за системы подсчета потраченного на уровень времени.
Развитие жанра
На этом моменте мы попрощаемся с Id Software, пока это не превратилось в историю их студии. Жанр шутеров стал популяризироваться, но все проекты были так или иначе похожи на Doom и Quake.
Half-Life 1998 года был особенным. Появился проработанный сюжет, окружение и оружие стало более реалистичным, а геймплей не ограничивался отстрелом врагов, на уровне были и другие цели, что разнообразило игровой процесс.
Кроме этого, часть модов на Half-Life в последствии стали полноценными играми: Counter-Strike (первый тактический онлайн шутер), Team Fortress (первый геройский шутер).
В 1999 году вышли Unreal Tournament и Quake III Arena, которые привнесли большой вклад в киберспорт.
Halo: Combat Evolved 2001 года сделал также немало важный шаг: популяризовал жанр на консолях, а также представил довольно умных противников.
Завершить я решил на Call of Duty 4: Modern Warfare. Почему? Как мы уже выяснили, большинство важных аспектов жанра, было заложено в 90-ые. Далее различные студии добавляли свои новшества, но те либо не прижились, либо заняли отдельные поджанры.
На этом моменте у вас наверняка возник вопрос: а что такого привнесла MW? А я отвечу: прогрессию в мультиплеере и кастомизацию. Ранее зачатки и того и другого уже встречались в играх, но именно Modern Warfare сделала это правильно.
Если вам понравилось, можете поставить лайк и подписаться :)