Кого из нас в детстве не шлепали, не лишали сладкого ипи похода в кино Все это со временем как-то подзабылось. Но некоторые эпизоды врезались в память навечно — те, которые заставили почувствовать унижение, независимо от серьезности проступка. Так стоит ли в принципе наказывать ребенка, если это может нанести ему психологическую травму?
Детские психологи единодушны во мнении: да, наказывать необходимо. Другой вопрос — как именно?
«А не дать ли ремешка?»
У наших бабушек и дедушек не было сомнений, что в воспитательном процессе без телесных наказаний никак не обойтись. Просто так было принято. У мам и пап подход несколько видоизменился: физическое наказание допускалось в виде исключительной меры. Нынешние родители находятся в более сложном положении: социум предлагает такое разнообразие точек зрения на методы воспитания, что голова кругом идет! При этом физические наказания полностью отрицаются, потому что «долг каждого родителя - сделать ребенка счастливым». А если этого не получается, тут же подкрадывается чувство вины, которое в конце концов заставляет делать грубые педагогические ошибки.
Результат печален: чадо растет эгоистичным, неуправляемым, и тогда отчаявшийся родитель прибегает к испытанному наказанию - ремнем. По
статистике, физические наказания и сейчас применяют свыше 60% родителей!
Давая волю рукам, мы расписываемся в собственной педагогической беспомощности.
С другой стороны, шлепок, подзатыльник или пощечина, скорее всего, не
причинят ребенку сильной физической боли, зато заставят почувствовать боль душевную. И, что гораздо хуже, малыш очень скоро начинает думать, что бить человека - это нормально. Он становится подавленным (т. к. не может дать достойный отпор) либо «встает на тропу войны» — проявляет агрессию по отношению к окружающим.
Вывод: нет смысла заниматься рукоприкладством, если вы действительно заинтересованы в воспитании гармоничной личности.
Эмоциональный террор
Не секрет, что кое-кто из нас практикует такие методы наказания ребенка, как игнорирование («Я с тобой не разговариваю», «Отойди от меня»)‚ высмеивание на людях, эмоциональный шантаж, угрозы.
На первый взгляд, вполне безобидные вещи - никто ведь никого не бьет. Однако тот факт, что отсутствует«физический» фактор воздействия, еще
не говорит о правильности и эффективности этих «методов».
Любой эмоциональный террор, включая манипулирование, крайне болезнен для еще не сформировавшейся психики ребенка. В списке
последствий такой «педагогики» - задержка личностного развития, недоверие к окружающему миру, снижение самооценки, потеря интереса
к собственной жизни, депрессия. Такой «набор» вряд ли поможет вашему
чаду во взрослой жизни.
Более того, ребенок. выросший в условиях эмоционального давления,
продолжит начатое вами уже по отношению к своим детям.
К такой ли цели вы стремились?
А как надо?
И что же остается в «арсенале» педагогических методов? То, что действительно работает, не нанося вреда. Например, лишение шалуна удовольствий, развлечений, прогулок на какое-то время, запрет на просмотр телепередач, конфискация (опять-таки, временная!) любимой игрушки и т. д.
Каждому наказанию обязательно должна предшествовать разъяснительная беседа о том, в чем именно состоит провинность, чем она чревата и как нужно поступать на самом деле. Задача же самого наказания — закрепить результат. Не унижая, не высмеивая, не угрожая. Потому что для маленького человечка нет ничего страшнее, чем почувствовать, что самые близкие люди - папа с мамой — его не любят.