Найти тему
IT Бизнес Брокер

Финансовые показатели интернет-бизнеса: точка безубыточности, чистая прибыль и оборот

Покупатели бизнеса хотят знать, сколько денег в действительности приносит продающийся интернет-бизнес. Поэтому наличие прозрачной финансовой отчетности кратно повышает шансы заключить сделку.

Оборот, доход, расходы и чистая прибыль - это ключевые метрики любого бизнеса. Но продавцы и покупатели не всегда одинаково понимают значение этих терминов. Давайте разберемся, как правильно определять и рассчитывать финансовые показатели, чтобы избежать ошибок при подготовке к сделке.

Оборот, доход и чистая прибыль

Оборот (выручка) - это валовый доход интернет-бизнеса, то есть сумма денежных средств, которые получила компания в результате продажи продукта или оказания услуг.

Для расчета оборота необходимо суммировать денежные поступления бизнеса за конкретный промежуток времени.

В комиссионных (агентских) моделях интернет-бизнеса оборотом считается комиссионный доход. Например, сервис по продаже авиабилетов фактически располагает не всей суммой денежных средств, которые поступают на его счета, а лишь частью - комиссией в размере определенного процента от оборота.

Как правило, при продаже интернет-бизнеса в управленческой таблице отражают оборот компании помесячно за последний год. Если бизнес существует меньше года, стоит указать объем выручки за все время работы.

Расходы интернет-бизнеса делят на прямые (переменные) и косвенные (постоянные или так называемый burnout). Прямые расходы включают в себя затраты на изготовление продукта или оказание услуги: у интернет-магазина это закупка товара и оплата труда курьеров. Прямые затраты тем больше, чем больше оборот бизнеса.

Косвенные расходы - все иные затраты, которые не связаны с оборотом напрямую, например, аренда офиса, хостинг, маркетинг, зарплата программистов. Обычно эти расходы примерно одинаковы месяц к месяцу.

Структура расходов отличается в зависимости от бизнес-модели и ниши. Так, для интернет-магазина основную часть затрат составляет закупка товара, в то время как для высоконагруженного маркетплейса или РСЯ/AdSense сайта нужен высокопроизводительный и дорогой хостинг.

Доход рассчитывается в зависимости от бизнес-модели и представляет собой разницу между оборотом и прямыми затратами. Так, для интернет-магазина доход - это оборот за вычетом себестоимости товара и расходов на логистику. В случае с небольшими онлайн-сервисами размер дохода, как правило, равен обороту, так как прямые затраты обычно отсутствуют.

При расчете чистой прибыли необходимо вычесть из дохода все косвенные затраты, кроме дивидендов владельца.

-2

EBITDA (earning before interest taxes depreciation amortization) - прибыль бизнеса до налогообложения без учета процентов по кредитам и амортизации. Как правило, именно EBITDA используется для расчета цены бизнеса, участвуя в оценочной формуле вместе с мультипликатором. Это связано с тем, что амортизация и кредиты редко используются в небольших интернет-бизнесах, а применяемые налоговые системы могут отличатся у разных видов бизнесов и в регионах страны.

-3

Как рассчитать точку безубыточности интернет-бизнеса

Точка безубыточности - это точка, в которой доход равен постоянным затратам (burnout), то есть выручка компании полностью покрывает затраты на ведение бизнеса. Каждая последующая продажа после достижения точки безубыточности приносит чистую прибыль.

Рассчитать точку безубыточности интернет-бизнеса можно по формуле:

-4

Чтобы выяснить маржинальность бизнеса, нужно из выручки вычесть переменные расходы и разделить полученное число на размер выручки, умноженной на 100 %.

-5

Например, при маржинальности интернет-магазина 50 % и постоянных расходах 85 000 рублей в месяц, получим точку безубыточности 170 000 рублей. Таким образом, интернет-бизнес из нашего примера должен приносить не менее 170 тысяч ежемесячно для того, чтобы не работать в убыток.

Этот показатель поможет правильно установить цены на товары или услуги, определить максимальные значения скидок и оценить эффективность работы интернет-бизнеса в целом.

Как составить управленческую отчетность

Чтобы наглядно отразить ежемесячные поступления и расходы интернет-бизнеса, воспользуйтесь управленческой таблицей. Для этого удобно использовать шаблон в Google Таблицах, который мы в itbb.ru специально разработали для продавцов интернет-бизнеса.

-6

Указывайте финансовые показатели по месяцам - это позволит проследить динамику доходов и расходов и выявить влияние сезонности.

Внесите в таблицу количество заказов (оплат, полученных от клиентов) в месяц. Затем укажите оборот, то есть сумму продаж, а также доход за каждый месяц.

При заполнении графы с расходами постарайтесь указать не только общую сумму, но и структуру затрат: реклама, оплата труда сотрудников и фрилансеров, онлайн-сервисов, которые используются в работе бизнеса, а также аренду офиса. Сумма расходов в колонке "прочие" не должна превышать 10 % - если вы понимаете, что в таблице не хватает статей расходов, лучше добавить новые колонки. Покупатели хотят видеть конкретные статьи затрат бизнеса.

Не стоит преуменьшать фактические расходы - это подорвет доверие покупателя. Например, вложения в рекламу в любом случае должны коррелироваться с показателями Яндекс.Метрики или Google Analytics.

Наконец, в последней графе получим размер чистой прибыли интернет-бизнеса до налогообложения (EBITDA). Этот показатель даст объективное представление об эффективности работы бизнеса, поскольку налоговый режим может отличаться.