Тревожным звонком для власти стали акции протеста против пенсионной реформы сторонников Алексея Навального — не столь массовые, но небывало радикальные.
«Я ВЫЗОВУ СЮДА 10 ТЫСЯЧ ИЗ РОСГВАРДИИ. И ВАШИ РОДИТЕЛИ ВАС НИКОГДА НЕ НАЙДУТ!»
Воскресный «день выборов» 9 сентября в России оказался на редкость пестрым и шумным: в стране дрались и молились, дышали слезоточивым газом, поклонялись мощам и пили прохладный лимонад у избирательных участков. На первый взгляд, все смешалось в минувшее воскресенье: школьники и пенсионеры, омоновцы и избиркомы, сбивчивые сообщения СМИ и бодрые реляции Кремля. Но если всмотреться в картину дня попристальнее, то можно различить по меньшей мере четыре силы, действующие на общественном поле более-менее разумно: «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР и движение оппозиционера Алексея Навального. Все они ныне заявляют о своей уверенной победе и всем им как-то не очень верится, потому что достигнутые результаты выглядят гораздо более скромными, чем фанфары, которые о них возвещают.
Самыми медийными и в то же время наименее массовыми стали, разумеется, протестные митинги сторонников Навального. Но здесь как раз кроется первый серьезный неуспех: в той же Москве на Пушкинскую площадь, издавна притягивающую протестантов разных мастей, вышли митинговать против повышения пенсионного возраста всего около 2 тыс. человек. По сравнению с миллионом москвичей, принявших участие в шествии «Бессмертного полка» на День победы – 2018, это выглядит более чем скромно. Сам Навальный на акцию также прибыть не смог: его превентивно задержали еще 26 августа и посадили под арест на 30 суток за январскую «Забастовку избирателей». 7 сентября полиция также нейтрализовала московский штаб Навального, задержав там 8 человек. К тому же компания Google в последний момент (а именно в полночь на субботу, знаменующую день тишины в РФ) все-таки заблокировала в YouTube навальнинскую рекламу по требованию Центризбиркома. Так что сетовать на то, что протест был обезглавлен, у оппозиционеров имелись некоторые основания.
К 14 часам, времени старта несогласованной акции, у памятника Пушкину на Тверском бульваре сиротливо переминались с ноги на ногу примерно 200 человек. Само «солнце поэзии», склонив свою курчавую голову, свысока взирало на вялый «русский бунт», представленный в основном подростками и бойкими старушками. Однако бунт немедленно сделался, как ему и положено, бессмысленным и беспощадным, как только на площади появился Владимир Жириновский. Облаченный в белую рубашку и кепку, как бы «весь в белом», не считая элегантного черного «низа», лидер ЛДПР с любопытством проследовал в гущу редкой толпы. За ним протиснулись его охранники, недоверчиво зыркавшие по сторонам. «Зачем вы пришли?» — кричали Владимиру Вольфовичу. «Клоун, уходи! Охрану отпусти!» «Я вызову сюда 10 тысяч из Росгвардии, и от вас ничего не останется! — щедро раздавал депутатские обещания Жириновский. — И ваши родители никогда вас не найдут!» В этот или какой-то иной момент кто-то из толпы сделал ему «подсечку», и политик стал заваливаться на землю. Охранники поспешили подхватить своего шефа. Начала завязываться драка, но Владимир Вольфович благоразумно отступил и поспешил снова раствориться в многолюдной Москве. Как выяснилось уже к вечеру, потасовку с лидером ЛДПР затеял некий гражданин Украины, у которого, по сообщению партийной пресс-службы, даже «торчал из штанов сине-желтый украинский паспорт». «Получается, в Киеве совсем обнаглели, — заявили в упомянутой пресс-службе. — Сначала разрушили, разворовали собственную страну. А теперь засылают своих агентов-провокаторов на митинги в Москву!».
Добавим, что, кроме «провокатора с сине-желтым паспортом», у памятника Пушкину была замечена скандальная участница Pussy Riot Надежда Толоконникова и некоторые подобные ей «общественные деятели». Когда митингующие двинулись по спуску к Кремлю, начались первые задержания. Всего в Москве, по данным на сегодняшнее утро, было задержано и «упаковано» в автозаки 43 человека, в отношении одного из которых даже завели уголовное дело (в Москве в отношении участника акции протеста против повышения пенсионного возраста завели уголовное дело за нападение на полицейского (ст. 318 УК РФ, ч. 1). По официальной версии следственного комитета, «фигурант» несколько раз ударил «представителя власти» по голове в ответ на его законные требования. В доказательство этого на теле сотрудника полиции зафиксированы телесные повреждения.
Более зрелищным получился митинг в Санкт-Петербурге, который Навальный и без того не устает хвалить за радикальность и жесткость поведения. На этот раз «город трех революций» опять отличился: здесь задержали, по данным «ОВД-Инфо», больше 450 человек (по официальным данным, чуть свыше 100). Акция, как и в Москве, была несогласованной и проходила на площади Ленина у Финляндского вокзала – на том самом месте, с которого Ильич когда-то взобрался на броневик, вернувшись Питер из эмиграции в апреле 1917 года. Митинг поначалу даже согласовали, но потом Смольный неожиданно объявил, что на площади Ленина прорвало трубу, исправно действовавшую с того самого 1917 года, и поэтому действо отменяется или переносится в Удельный парк на окраину города. Чтобы справиться с аварией, к Финляндскому вокзалу прибыло множество спецмашин коммунальщиков, которых на всякий случай решили усилить автозаками и нарядами ОМОНа, в чем лопнувшие коммуникации явно не нуждались. Кстати, на той самой окраине города, куда петербургское правительство настойчиво отправляло демонстрантов, по странному совпадению тоже прорвало трубу, но только уже по-настоящему, в связи с чем значительная часть здешних жилых домов осталась без холодной воды.
Что до митинга, то он все-таки состоялся прямо у входа в Финбан, как на питерском жаргоне кличут Финляндский вокзал (от немецкого Finnische Bahn). Кто-то самоуверенно кричал: «Мы здесь власть!», кто-то уверял, что «план Путина – это геноцид народа», а кто-то просто бросил в полицию дымовую шашку, вызвав панику не у «космонавтов», а у своих же коллег по протесту, которые начали в панике вопить, что их травят. Задержания в Северной столице происходили, по словам наблюдателей, максимально жестко и грубо, что дало фотокорреспондентам массу сочных фотографий с митинга: вот некто, укутавшись в российский триколор, валяется на городской брусчатке, отбиваясь от объятий навязчивого полицейского, вот над скрученным в баранку пареньком занесена черная зловещая дубинка, а вот пенсионеру стало плохо, и его, белого и почти бесчувственного, на руках выносят из толпы, скандируя «Скорую!».
Приблизительно в 15:00 питерцы сделали попытку организовать шествие в сторону Дворцовой площади, и тогда задержания приняли массовый характер. Еще несколько раз в самую гущу происходящего кто-то бросал дымовые шашки, и тогда пейзаж подергивался благородной дымкой. Прорваться к Дворцовой митингующим не удалось, но самые отважные все-таки дошли до Невского проспекта и площади Восстания, где и разошлись по домам в начале седьмого вечера. Однако автозаки еще долго кружили по питерским улицам: поговаривали, что отделения полиции переполнены задержанными и просто не могут вместить всех «желающих».
КАК «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ПРОИГРАЛА КПРФ И ЛДПР В ПЯТИ РЕГИОНАХ
Тем временем «Единая Россия» и КПРФ схлестнулись на легитимном поле единого дня голосования. Дмитрий Медведев в качестве лидера правящей партии и заодно партийного «тотема» оценил результаты «ЕдРа» крайне бодро. «На мой взгляд, для партии он [результат] вполне достойный, партия выступила стабильно, заявил он уже вечером 9 сентября, указуя на то, что «медведи» сохраняют лидерство практически во всех законодательных органах субъектов РФ, где состоялись выборы. «Также, на мой взгляд, вполне успешно выступили кандидаты на должности высших должностных лиц субъектов Федерации, которые были выдвинуты нашей партией или поддержаны нашей партией», — добавил Дмитрий Анатольевич.
Однако не все так лучезарно по итогам дня, в течение которого выборы проходили в 80 из 85 регионов страны. Официальная статистика докладывает нам, что после 9 сентября в РФ будет замещено 31,4 тыс. мандатов разного уровня. Главы регионов сменятся или пройдут через «перезагрузку» в 26 «губерниях» (из них в четырех случаях выборы были непрямыми), а депутаты законодательных собраний – в 16 субъектах. Каков же пейзаж после этой глобальной избирательной битвы?
Прежде всего в четырех регионах губернаторские выборы, по всей видимости, выходят во второй тур. Отрицательное лидерство в этом качестве принадлежит действующему губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту, представляющему, как нетрудно догадаться, «Единую Россию». Он получил всего 35,62% голосов, в то время как кандидат от ЛДПР Сергей Фургал набрал 35,81%. Этими цифрами «на табло» очень доволен Жириновский: едва оправившись от потасовки на московском митинге, он уже обещает лично прибыть в Хабаровск, чтобы поддержать однопартийца во втором туре.
50-процентный барьер не смог перешагнуть и врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. В его лице «Единая Россия» набрала здесь 46,57% голосов, в то время как кандидат от КПРФ Андрей Ищенко — 24,64%.
В Хакасии у действующего губернатора, единоросса Виктора Зимина («Единая Россия»), по предварительным данным, 36,09% голосов, в то время как у кандидата от КПРФ и депутата горсовета Абакана Валентина Коновалова самый удачный результат среди коммунистов — 43,48%. И, наконец, во Владимирской области действующий губернатор-единоросс Светлана Орлова получает к настоящему моменту всего 36,46% голосов, в то время как наступающий ей на пятки кандидат от ЛДПР Владимир Сипягин — 31,28%.
Любопытно, что во Владимирской области на губернаторских выборах пытался выставить свою кандидатуру известный журналист Максим Шевченко. Однако в этом ему было отказано, и тогда Максим Леонардович возглавил в той же области список КПРФ на выборах в местное закссобрание. Вчера Шевченко пришел на митинг сторонников Навального во Владимире, на котором, помимо него, собрались всего 150 человек. Это не помешало журналисту выступить перед ними с речью. «Результаты правления этой системы мы видим на Владимирской земле: разоренные города, закрытые предприятия, нищенские зарплаты, — заявил Максим Леонардович, обращаясь к владимирцам. — И все это оправдывается так называемым государственным интересом. Мы знаем этот интерес — он заключается в карманах узкой кучки людей, которые присвоили себе право называться государством. Но государство должно принадлежать народу».
На парламентских выборах в Иркутской области «Единая Россия» также потерпела предварительное поражение: баллотируясь в здешнее заксобрание, КПРФ набирает 34,08%, а «медведи» — 27,3%, ЛДПР — 15,99%, «Справедливой России» — 7,13%. Победителям предстоит поделить между собой 45 свободных мандатов. Блестяще выступила КПРФ и в Ульяновской области: на родине Ленина коммунисты набрали 37,02% голосов, в то время как единороссы — 32,11% голосов, а представители ЛДПР — 14,31%. В Забайкальском крае «медведи» балансируют на грани: они набирают 28,31% голосов, КПРФ — 24,65%, ЛДПР — 24,56%.
Гораздо более уверенно чувствует себя львиная часть губернаторов. В частности, Сергей Собянин набирает в Москве 70,02% (это дало повод аналитикам говорить о его президентских амбициях), преемник Амана Тулеева в Кемерове Сергей Цивилев — 83% (и это несмотря на незажившие раны, оставшиеся у кемеровчан после трагедии в «Зимней вишне»). Юнус-Бек Евкуров в третий раз стал главой Ингушетии — это право ему даровали депутаты местного Народного собрания, отдав за него 26 из 30 действующих бюллетеней. В результате таких же непрямых выборов отбросил приставку врио и Владимир Васильев: получив подтверждение своих полномочий от парламента Дагестана, он планирует сформировать новое правительство республики в течение трех недель.
В соседних с Татарстаном регионах, Самаре и Нижнем Новгороде, оба врио губернаторов также благополучно получили свои вожделенные кресла. К примеру, врио главы Нижегородской области Глеб Никитин набрал 67,75% голосов избирателей после обработки 100% протоколов. Его соперник от КРПФ Владислав Егоров завоевал только 16,63% голосов, а Александр Курдюмов от ЛДПР — 6,5%. Чуть лучше результаты — у врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова: он получил 72,65% голосов по результатам обработки 99,66% протоколов. У кандидата от КПРФ Алексея Лескина — 9,99% голосов, у представителя ЛДПР Александра Степанова — 5,72%.
В Московской области действующий губернатор Андрей Воробьев остается руководить регионом, получив 62,52% голосов избирателей. Представитель КПРФ Константин Черемисов набрал здесь 12,99% голосов. Как рассказывает телеканал «Дождь», за Воробьева чудесным образом «агитировали» даже мощи святителя Спиридона Тримифунтского, которые как раз в эти дни совершают тур по России, специально прибыв по этому случаю из Греции. Святой Спиридон в виде своей десницы посетил 12 российских субъектов, в том числе Кемерово, где, как мы видим, тоже удачно завершился «транзит власти».